Выступление на ШМО учителей начальных классов
ноябрь 2016г
Учитель начальных классов: Епищева М,Н.
Всероссийская проверочная работа направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Под метапредметными результатами понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Варианты комплексной работы включают информационные тексты, содержание которых базируются на исторических, обществоведческих и естественнонаучных фактах. Данные содержательные области в целом охватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемые различными школьными предметами.
Характеристика проверочных работ
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Оценивалась сформированность следующих УУД:
- личностных (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение);
- регулятивных (планирование, контроль и коррекция, саморегуляция);
- познавательных (поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- моделирование, преобразование модели; анализ объектов в целях выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений; доказательство);
- коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации). Работа по русскому языку состояла из двух частей. Основу первой части проверочной работы составлял диктант. Во вторую часть работы были включены задания на проверку грамотности чтения, а также задания, проверяющие знание основ системы русского литературного языка.
Работа по математике проверяла умение считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с информацией, представленной в разных формах. В работу были включены задания на развитие геометрических представлений, пространственного воображения, алгоритмического мышления.
Работа по окружающему миру состояла из двух частей и включала в себя 10 заданий. Максимальный балл за выполнение работы – 30.
Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенных текстов, и на их основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов.
Учащимся предлагается прочитать текст или тексты и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а также с разными учебными предметами и личным опытом школьника. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ. В работе оценивается сформированность трех групп умений. Ниже представлено описание этих групп. 1 группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).
2 группа умений включает в себя работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. 3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
На выполнение ВПР отводится 45 минут с учетом организационной части.
Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом. На основе первичных баллов за выполнение заданий определяется балл ученика как процент от максимального балла за выполнение работ
Формы и методы самоконтроля в условиях реализации ФГОС
В свете ФГОС на первый план выдвигаются развивающие цели обучения, способствующие формированию самостоятельно мыслящей личности и обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Одной из важнейшей составляющей урока в этом ракурсе являются элементы самоконтроля. Самоконтроль ученика на уроке — что это?
В педагогике и методике термин "самоконтроль" определяется по-разному. Но суть всех определений сводится к одному — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном. Этапы обучения самоконтролю
От наглядного, эмоционального — к умственному. То есть, изначально ученик должен видеть перед собой конечный результат. Данный период удобно внедрять уже в младшей школе. Например, на уроках математики можно предложить детям картинку веселого гномика, держащего в руках цифру "2". Далее предлагается ряд примеров, из которых необходимо выбрать только те, которые в результате дают искомую "двойку". Чем больше примеров найдено, тем веселее гномику. На первых порах учитель сам предоставляет готовый эталон, образец, ученикам необходимо лишь сверить свои результаты. Лучше всего с этой задачей справляются разнообразные дидактические игры. Они, во-первых, оживляют процесс обучения, во-вторых, вводят элемент соревновательности. А самое главное — учат внимательности и скорости мышления.
сверка с написанным образцом;
проверка по словесной инструкции;
проверка с помощью сигнальных карточек.
От наглядного — к речевому. Теперь ученик, видя конечный результат, должен озвучить свою оценку. Насколько он был успешен в выполнении, все ли этапы работы выполнены, нужны ли были исправления и т.д. То есть, ребенок учится проговаривать свои выводы. Этот этап самоконтроля можно вводить уже во 2-3 классах, когда ребенок в состоянии логически изложить свои выводы. Варианты заданий: взаимопроверка в паре, группе; подбор нескольких способов решения и выделение самого оптимального с проговариванием обоснованности своего выбора).
На уроках математики: мозаика или пазл. Лист бумаги разрезается на определенное количество прямоугольников. На них пишутся задания. Точно такой же лист с рисунком разграфить на такое же количество секторов. В каждом секторе пишется вариант правильного ответа. Дети решают задачи/примеры, выбирают правильные ответы — в итоге собирается рисунок.
От констатирующего — к корректирующему. На данном этапе обучения самоконтролю ученик должен не только увидеть ошибку, но и исправить ее, выбрав правильный вариант.
Приемы самоконтроля для данного этапа:
найди ошибку. Предлагается задача с решением, но ответ неверен. Ученикам нужно найти ошибку самостоятельно Варианты: предложить задачу с неполным решением — ученики должны дорешать; предложить задачу с неполными данными или лишними сведениями. Ученики должны найти эти данные и объяснить свой выбор.
Пример кластера Кластеры — прекрасно помогут ребенку оценить уровень и полноту своих знаний по теме. Например, ученикам предлагается составить кластер для имени существительного. Дается только слово, на "лучах" схемы учащийся должен написать все признаки, по которым можно узнать имя существительное: вопросы "Кто? Что?", "обозначает предмет или лицо", категория одушевленности/неодушевленности, собственные/нарицательные, изменение по родам, изменение по падежам и т.д. Неплохо работает и обратный вариант — когда дается перечень признаков, а ученикам необходимо узнать обозначенный предмет. Например, на уроке литературы можно указать несколько характерных черт героя произведения, а ученики должны назвать имя этого героя. От внешнего — к внутреннему. Этот этап вводится, когда ученики уже в достаточной степени владеют речью и накопили опыт, позволяющий им проговаривать свои суждения, отстаивать свою точку зрения. Теперь внешняя речь перетекает во внутренний монолог. Как результат озвучивается лишь вывод, оценка своего труда.Это самый сложный этап, который подготавливает учеников к предварительному самоконтролюа ученики, как всегда, кинутся готовиться в последний вечер перед контрольной.
Обучение самоконтролю — это объемная, многоплановая и многоэтапная работа, стоящая перед современным учителем. И результат будет, если приемы самоконтроля будут использоваться регулярно, на каждом уроке, а не от случая к случаю.
Самоконтроль ученика предполагает умение оценивать свою работу адекватно; умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы; умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;
1.Своя опора- ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу;
- объясняют тему друг другу,
- обмениваются конспектами и рассказывают по чужому;
Повторяем с контролем
- ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу;
- один ученик задает свои вопросы, остальные отвечают (по выбору спрашивающего или учителя);
- ученики попарно отвечают на вопросы друг друга;
3.Повторяем с расширением
- ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу; 4.Свои примеры.
-ученики подготавливают свои примеры к новому материалу, свои задания для проверочных работ;
- делятся на 3 группы и выполняют своё задание: .перечислите, .предположите…
выявите особенности…, .придумайте задание…, найдите и выпишите…, исправьте ошибки…,
5.Базовый лист контроля.
- на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля», в котором перечислены основные понятия, имена, даты и события, которые обязан знать каждый ученик при прохождении новой темы; 6.Опрос по цепочке. - рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается жестом учителя другому ученику (до завершения ответа);
7.Тихий опрос. -учитель беседует с одним или несколькими учениками полушепотом в то время, как класс выполняет другое задание;
8. Тестовая методика проверки знаний. ученики выполняют тест открытого вида; ученикам предлагают тест закрытого вида; 9. Взаимоопрос. - ученики спрашивают друг друга в паре или группе по базовым листам;
10. Щадящий опрос. -класс разбивается по вариантам, первый вариант отвечает на вопрос учителя второму, а затем на этот же вопрос отвечает сильный ученик. Ученики второго варианта выслушивают ответ, оценивают правильность ответа товарища и выставляют ему «+» или «-». На следующий вопрос учителя отвечают ученики второго варианта, их товарищи первого варианта оценивают ответы по той же системе; - в конце опроса у каждого ученика будет оценка, которую выставит ему сосед по парте, а затем учитель;
11. Идеальный опрос.- ученики читают вопросы на доске и оценивают, на какие они могут ответить. Так без опроса учитель может увидеть, кто готов, кто – нет: ученики поднимают руки на вопрос учителя «Кто чувствует, что готов на 5, на 4, на 3? Спасибо!» 12.Постановка учителем вопросов в адрес ученика.
что будешь контролировать?
- соответствуют ли твои действия целям и условиям поставленной тобой задачи?
- каким способом ты будешь контролировать своё продвижение к цели?
- какие вопросы и задания для контрольной работы ты выберешь? Что вызвало трудности в работе? Что помогло их преодолеть? Что значит подготовиться к уроку?
При организации контроля важно учесть следующее:
1.Текущее, рубежное и итоговое оценивание должно основываться на содержательных критериях. Содержательные критерии соответствуют планируемым результатам за определенный период времени. 2. Критерии оценки разрабатываются совместно с обучающимися или сообщаются учителем. Обучающиеся обязательно включаются в процесс самоконтроля и самооценки результатов деятельности на основе критериев. 3. Критериальное оценивание используется и при всех формах отметочного и безотметочного обучения: отметках, баллах, зачтено - не зачтено, процентах и т. п. 4. Самооценка ученика предшествует оценке учителя и при не совпадении комментируется.
Использование оценочных процедур во 2-4 классах.
Во 2-4 классах оцениванию подлежат устные и письменные ответы обучающихся, проверочные, контрольные и самостоятельные работы, диктанты, изложения и т. д. Но наряду с ними должны быть использованы тесты, интегрированные контрольные работы, комплексные контрольные работы на основе единого текста, диагностические работы, проекты. Их доля должна составлять до 20% от общего количества оценочных процедур. Во втором – третьем классах (по желанию педагогов) могут использоваться листы оценки образовательных достижений, включающие совокупность критериев освоения программы. На этапах промежуточной и итоговой аттестации могут использоваться тесты. Может быть, так – на этапах промежуточной и итоговой аттестации могут использоваться листы оценки образовательных достижений, включающие совокупность критериев освоения программы, а также и тесты.
Основными формами оценки метапредметных результатов являются интегрированные, комплексные контрольные работы и проекты. Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики, представленные в пособии под редакцией Асмолова. Интегрированные, комплексные контрольные работы предлагаются обучающимся на этапе рубежного контроля (за полугодие и год). В течение учебного времени интегрированные, комплексные контрольные работы могут использоваться как средство обучения. Одну и ту же работу можно использовать на разных предметах в течение нескольких уроков для тренировки умений работать с текстом, также одну и ту же работу можно предлагать дважды: по итогам обучения в каждом классе и в качестве стартовой в следующем.Интегрированные, комплексные контрольные работы могут быть заимствованы и из других УМК, адаптированные к применению с учетом концептуальных идей и содержания программ используемого учителем УМК. Педагоги могут использовать тексты комплексных контрольных работ, разработанные на региональном уровне лабораторией обеспечения реализации ФГОС НОО Проекты могут использоваться как форма контроля в течение учебного годаОценивание проекта проводится в соответствии с критериями, разработанными в совместной деятельности до начала выполнения проекта. Оценка результатов проекта может быть осуществлена в любой форме, но важно, чтобы она была мотивирована и критериально обоснованна. Оценивать результаты проекта можно оценкой «зачтено - не зачтено» или в процентах от общего количества баллов за проект
Создание банка контрольно - измерительных материалов
Рекомендуется создание банка контрольно - измерительных материалов в каждом образовательном учреждении. Банк может быть создан в электронном виде или в виде раздела библиотеки педагога. В электронном виде может быть представлен только перечень пособий, в которых представлены КИМы. Разделы банка должны соответствовать предметным областям: филология, математика и информатика, окружающий мир, искусство и т. д. Внутри раздела КИМы следует сгруппировать по классам. Отдельный раздел должен быть посвящен метапредметным результатам. В банк могут быть включены КИМы из пособий, выпущенных различными издательствами, но важно, чтобы данные пособия были рецензируемыми и рекомендованными к изданию. В банк могут быть также включены КИМы, разработанные педагогами школы самостоятельно в соответствии с требованиями составления контрольно-измерительных материалов, и рекомендованные к использованию методическим советом образовательного учреждения. Банк рекомендуется обновлять по мере необходимости, примерно один – два раза в год.
ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ
1. "Благодарю…". В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. . «Волшебная палочка». -Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
2. Вопрос к самому себе
Какие мои качества помогли мне выполнить задания? Какие мешали? Что меня порадовало в работе? Чем я смог помочь группе?
Как я действую, когда у меня не получается работа?
Какие правила я умею выполнять? Какие нет?
3. Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.
4. "Ключевые слова"
На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности
5. Мои ошибки
Какую часть работы я не выполнил? Почему у меня не получилось?
Как мне исправить ошибки? Чтобы не допустить подобной ошибки я должен…
6. «Плюс – минус – интересно»
«П» записывается всё, что понравилось на уроке.
«М» записывается всё, что не понравилось на уроке
«И» учащиеся записывают все любопытные факты
7. «Ответьте на вопросы» Кто? Что? Как? Зачем? Почему? Когда? Где?
8. «Ресторан» «Я съел бы еще этого…» «Больше всего мне понравилось…» «Я почти переварил…» «Пожалуйста, добавьте…»
Способы и приемы оценивания учащихся
1.Оценочное суждение.
Оценка не в виде отметки, а в виде оценочного суждения позволяет ученику отрефлексировать свой ответ.
2.Расширение поля отметок. Несколько пятерок подряд – зачёт «автоматом».
3.Знакомство с критериями оценки. Учитель знакомит учеников с критериями, по которым будет его оценивать.Учитель может предложить ученикам в начале урока разработать свои критерии оценки, которые будут учитываться при выставлении отметки. 4.Райтинг. Завершив работу, ученик сам ставит себе оценку. За ту же работу оценку ставит и учитель. Две оценки складываются и делятся на два. Средняя и ставится ученику.
5.Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку «в кредит», предоставив ученику ответить на следующем уроке.
6. Своя валюта. На уроках вводится «денежная единица». Накопив в течение урока достаточную сумму, можно получить определенную отметку. Можно устроить аукцион и распродавать пятёрку по предмету, право не отвечать на следующем уроке, не писать тестовую работу и др.
7.Наработка критериев оценивания. Учитель задает вопросы:
- как ответить понятнее;
-кто ответит быстрее;
-чей ответ полнее.