Руководитель: Епищева М.Н., учитель начальных классов.
Введение
Он может быть цветной и белый,
Им дети любят рисовать,
Художник он, в руках умелых,
Картины может создавать!
Нам без него ремонт не сделать,
И потолок не побелить,
И в целой уйме дел полезных
Его мы можем применить.
Выводит им слова учитель,
Детишкам в школе на доске,
Кто он, загадки этой житель,
Живущий в маленьком куске?
Этот загадочный житель – школьный мел, который с детства знает каждый человек Мел даже в век информационных технологий не теряет своего значения и остаётся незаменимым помощником в школе, творчестве ребят. Поэтому, я считаю, что эта тема актуальна.
Оказывается, хорошо знакомые всем вещества обладают чудесными свойствами! Если их правильно использовать, они будут менять цвет, превращаться в другие вещества и даже улетучиваться! Кто бы мог подумать, что хорошо знакомый нам школьный мел тоже настоящий волшебник!
Мел – это очень интересное вещество, которое одновременно является и полезным ископаемым, и химическим сырьём, и лекарственным средством, и надежным домашним помощником. На каждом уроке, выходя к школьной доске, мы с волнением берём в руки кусочек мела. Иначе как можно научиться чему-то новому?
Почему мелом так удобно писать и рисовать? Откуда он появился? Из чего он состоит? Почему учителя жалуются на мел, а дети в восторге от него? Мне стало интересно, и я решил провести исследование, чтобы узнать, что такое мел и в чем его секреты.
Цель моей работы изучить строение школьного мела и доказать, что у него есть полезные и необычные свойства, которыми может воспользоваться человек в быту.
В ходе работы над проектом решал следующие задачи
- познакомиться с историей возникновения мела, его составом;
- изучить свойства мела;
- выяснить, как использование мела влияет на здоровье
- школьников и педагогов;
- представить одноклассникам результаты исследований.
Объект исследования: школьный мел
Предмет исследования: состав и свойства мела
Гипотеза: Я думаю, что природный мел очень полезен и необходим в повседневной жизни и из него можно изготовить школьный мел своими руками.
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы материалы работы использовать при проведении занятий по учебному предмету «Окружающий мир» и во внеурочных занятиях.
Методы исследования:
- изучение литературы; проведение опытов; наблюдения; анкетирование; сбор фотоматериалов;
- анализ полученных результатов.
1. История происхождения мела
Чтобы узнать всё про мел, я изучал различную познавательную литературу, анализировал материалы из сети Интернет,.
В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова указано: «Мел — это мягкий белый известняк, употребляемый в промышленности, для окраски, писания». Оказывается, около 80 млн. лет назад, на Земле существовал Меловый период, именно тогда начал образовываться мел. Интересно, что в начале мел был живым организмом. Мел состоит почти целиком из кальция и представляет собой остатки древних организмов.
Со временем образовался толстый слой из этих останков. Конечно, на это уходили миллионы лет. Останки этих существ и превратились в хорошо знакомый нам мел. Основу мела составляет кальцит, его в породе до 98%.Таким образом, мел хранит историю нашей планеты
В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа
1.1. Месторождения мела в России
Запасы мела практически неограниченны во многих Европейских странах и в России. Меловой пояс тянется через весь Европейский континент. Ежегодное потребление природного мела в кусковом, дроблёном и измельчённом виде в разных странах превышает 150 млрд. тонн.
Интересно, что существует несколько разновидностей известняка, таких как мел, ракушечник, туф и мергель. Они также отличаются друг от друга по образованию, внешнему виду.
В настоящее время в нашей стране известно 138 месторождений мела. Общие запасы мела в России оцениваются в 3300 млн. т Наиболее крупные месторождения качественного мела находятся в Белгородской области, здесь изготавливают самый качественный мел в России. Разведано свыше 29 месторождений мела с утвержденными запасами 1000 млн… т. Отсюда город получил свое название.Добыча и переработка мела не вызывает серьезных экологических нарушений, мел добывают открытым способом в меловых карьерах.
Месторождение мела
Добыча мела
Было установлено, что на различных участках (горизонтах) мел отличается как по химическому составу, так и свойствами. Интересно. что известняк в Подмосковье добывают с XII века. В Коломенском районе есть месторождение мраморовидного известняка Особенно славится Мячковский известняк, который добывают в каменоломнях деревни Мячково. Это и есть тот известняк благодаря, которому Москву называют Белокаменной. Его использовали в строительстве церквей и зданий.
1.2.Виды мела
Существует 3 вида мела:
1. Природный – присутствует в земле, в нем содержится много минеральных примесей. избыток которых причиняет вред. .
2. Технический – предназначен для строительства. В составе есть химические добавки. Нежелательно, чтобы они попадали в почву.
3. Садовый – мел полезен для растений, посаженных на огороде или в теплице., в нем содержаться много микро элементов.
1.3 Способы производства школьного мела
Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей.
1 способ: Технология изготовления литого мела к нам пришла из Чехии. Литой белый мел абсолютно безопасен для здоровья, так как его связующим является гипс в очень малых количествах. Он имеет форму вытянутого куба
2 способ: Другой способ, когда мокрый мел в виде тонких колбасок поступает из машины, похожей на мясорубку. Получаются мелки круглой формы. Технологическая особенность в том, что в состав этих мелков входит клей.
Для изготовления хорошего школьного мела дробят природный белый мел на специальном оборудовании, сортируют, очищают от примеси и растирают в порошок с добавлением воды. Эту массу отстаивают и просушивают на решетке, добавляют различные добавки, для улучшения качества мела. А что бы мел стал разноцветным, добавляют различные. Самый старый завод в России по производству мела расположен в Белгороде, а одним из самых первых на рынке является компания Алгем – она первая начала отливать мел квадратной формы и разработала сорта мела по твердости/мягкости.
Очистка от примесей Сушка мела
1.4. Области использования мела.
А где он находит применение? Мел применяют как добавку во многих областях:
1. Ни одна школа не обходятся без мела, который с успехом применяется для письма и рисования. Я подсчитал, что в день тратиться примерно 3-5 кусочков мела по 10 гр каждый – это в среднем 40 грамм мела в день. Интересно, что за 180 учебных дней – расходуется примерно 7 кг
2. Широкое применение мел нашел в промышленности:
— для производства цемента и извести, как наполнитель для резины, пластмасс, лакокрасочных материалов, необходимый компонент "мелованной бумаги", для получения соды, стекла, очистки сахара, спичек.
3. В строительстве. Знаете ли вы, из чего строили в древности пирамиды? Пирамида Хеопса была построена из 2,5 миллионов известняковых блоков, средний вес каждого 2,5 тонны 4. В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. Его употребление влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.
5. В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных.
6. В парфюмерии – мел – это составная часть зубных порошков и паст. кремов
7. А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.
8 Очень жесткий мел нужен портнихе, чтобы сделать разметку на тканях .
Мел необходим всем и везде!
2. Практическая часть
2.1. Результаты анкетирования учащихся и учителей.
Узнав много интересного про мел, мне захотелось поделиться с одноклассниками. Для то? го, чтобы понять, что знают одноклассники о таком полезном материале и хотят ли узнать больше, провел опрос. Влияет ли мел на здоровье? Влияет ли мел на здоровье людей?
Что общего у мела с жемчугом, скорлупой куриного яйца и зубами?
В опросе участвовали учащиеся 3 и 4 классов класса в количестве 60 человек и 10 учителей. После опроса я убедился, что все опрошенные учителя школы о происхождении и составе мела знают много, а учащиеся – мало . 30 учеников считают, что мел состоит из глины, учителя ответили, что мел сушит кожу рук. Вывод: ребята пользуются мелом часто, но о меле знают мало. свойствах и применении мела. (Приложение 1.)
Для решил изучить свойства мела и потом поделиться с одноклассниками.
2.2 Эксперимент 1. «Состав и свойства мела»
Цель: Изучение состава и свойств мела: молотого, школьного. Занесение результатов в таблицу При проведении опытов и экспериментов нужно соблюдать меры безопасности с различными растворами и предметами.
Опыт 1.
Если потрогать руками мел: школьный и самодельный — твердый, шероховатый, только молотый мел рассыпчатый. Мел оставляет след на руках. При письме — он крошится, сыпется.
Значит, все образцы хрупкие и оставляют след.
Вывод: Мел не должен сильно пачкать руки. При письме на доске мел не должен сыпаться. Образцы школьного мела соответствуют качественным показателям нормы (Приложение 2).
Опыт 2. Исследование под микроскопом решили рассмотреть мел под микроскопом.
Затем перемешал мел с водой. Полученную кашицу положил на предметное стекло. Стекло поместил под микроскоп. Я увидел белые комочки и песчинки. Значит, мел содержит останки микроорганизмов.. Они действительно напоминали кусочки ракушек.
Вывод: мел состоит из останков микроорганизмов, водорослей и различных примесей
Опыт № 3 Растворимость мела в воде. Для проведения следующего эксперимента, взял колбу, налил воды, добавил в колбу с водой измельченный мел и размешал. Через 3 часа раствор в колбе расслоился. Вода стала почти прозрачной, а на дне образовался осадок из не растворившихся частиц мела.
Вывод: мел не растворяется в воде
Опыт № 4. Взаимодействие мела с водой и маслом.
Детям нравится рисовать мелом, они не задумываются о том, что мел может причинить вред здоровью. А вот все учителя отметили. что школьный мел может принести вред здоровью. После использования мела кожа рук становится сухой и может вызвать аллергию. Я решил узнать почему? Взял две тарелочки. Поместил в них образцы мела. Налил в одну чашу немного воды, в другую масло. Воду мел впитал очень быстро, масло - медленнее. Чаши оказались сухими.
Вывод: все образцы мела хорошо впитывают воду и жир, поэтому при использовании сушат кожу рук мел сушит кожу рук.
Опыт № 5. Взаимодействие мела с кислотой.
Если мел образовался из ракушек, значит, мел состоит из известняка. Действительно ли это так? В колбу налил немного уксуса — это кислота и положил туда мелок. Уксус сильно забурлил. На комочках мела появились пузырьки.
Вывод: мел состоит из известняка, который при взаимодействии разрушается кислотой. Что же общего между жемчугом, яичной скорлупой и зубами? Они все содержат кальций, который разрушается кислотой. Поэтому соки рекомендуют петь через трубочку. А вот известковую накипь в чайнике хорошо удаляет лимонная кислота.
Опыт № 6. Взаимодействие мела с йодом.
Почему когда пишем на доске один мел пишет ярко, а другой нет? Решил узнать состав мела. На уроках «Окружающего мира» мы проводили опыты и научились находить крахмал в продуктах с помощью йода. Взял образцы мела и капнул на них йод, только на одном образце цвет йода изменился на сине — фиолетовый… На остальных образцах мела окраска спиртового раствора йода не менялась Значит, крахмал присутствует только в одном образце мела
Вывод: Значит, в разных видах мела есть разные добавки. Мел, в состав которого входит крахмал, менее вреден для здоровья людей.
2.3. Эксперимент 2. Создание мела своими руками
Оборудование: порошок мела, порошок гипса, весы электронные, стакан, трубка, гуашевые краски. форма для мелков, ложка
Цель: Изготовление школьного мела своими руками.
Изучил рецепты создания мела, приступил к его изготовлению своими руками Взял дроблённый природный мел 1 стакан (250 мл), связующее вещество гипс 5 часть стакана (50 мл) и вода (100 мл), 2 капли моющего средства, краситель — гуашь или пищевой краситель. В миску высыпал мел, гипс — размешал. Отдельно хорошо смешал воду, краситель. Добавил полученную жидкость в смесь и перемешал до получения густой сметаны. Смесь разложил в формочки. Поставил сушиться на 1 сутки. Школьные цветные мелки готовы. Через сутки провёл испытание мела. Самодельный мел не уступил по качеству и яркости школьному мелу. Себестоимость мела намного дешевле (Приложение 3).
Вывод: Получил безопасный мел. Самодельный мел не уступил по качеству и яркости. Себестоимость самодельного мела дешевле. Создание мела, оказалось занимательным творчеством .
В итоге всех экспериментов узнал, что мел может быть и полезным, и вредным для здоровья. После использования мела кожа рук становится сухой для этого мы создали буклет с полезными советами. ( Приложение 4)
2.4 Рекомендации по безопасному использованию мела в школе
В итоге всех экспериментов узнал, что мел может быть и полезным, и вредным для здоровья. После работы с мелом кожа рук становится сухой, мел может вызвать аллергию. Хочу вас познакомить с рекомендациями по безопасному использованию мела:
использовать мел только хорошего качества;
— стирать мел с доски только влажной салфеткой;
- чаще промывать салфетку для стирания мела,
-во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое»
— после уроков смазывать руки увлажняющим кремом для рук;
— чаще проветривать класс.
Чтобы при работе с мелом сильно не пачкались руки, предлагаем окунуть мел на несколько секунд в разбавленное в 2 раза молоко и просушить. мел перестанет пачкаться, чтобы руки не пачкались, мел можно вставить в « пенал» от использованной губной помады или сделать пенал из фольги. Ваши ручки останутся мягкими.
2.5. Применения мела в повседневной жизни человека
Сколько можно сделать дел, если взять хороший мел!
Благодаря чудесным свойствам, мел можно широко использовать в жизни человека каждый день. Мы создали для вас буклет, в котором рассказали о секретах применения мела в повседневной жизни.
«Мел-помощник». Мел – отличное чистящее средство. Нужно измельчить и добавить в него немножко воды. Средство для чистки готово. Почистите им парту или письменный стол от чернил. О, чудо! От пасты на столе не осталось и следа!
«Мел-поглотитель влаги». Можно использовать мел для удаления влаги и запахов в платяном шкафу. Для этого нужно положить кусочки мела в мешочек и развесить в шкафу.
«Мел — отбеливатель» Тщательно натрите пятно белым мелом. Оставьте мел на 10 минут, а затем застирайте как обычно. Мел впитает загрязнения и поможет вернуть белизну воротничкам на ваших рубашках.
«Мел – защитник от ржавчины». Мел впитывает влагу… Положите мел в шкатулку, рядом с украшениями. Тогда ваши укрощения никогда не потускнеют
«Мел – прекрасно борется с жиром». Если вы умудрились запачкать кожаное изделие жиром, то не трите это место водой с мылом. Просто посыпьте место загрязнения меловой пылью. После нанесения мела на кожаное изделие его не стоит трогать в течение суток, за это время мел впитает в себя частицы жира и влаги.
«Мел – защитник от муравьев» Оказывается, муравьи не могут терпеть мел, поэтому полоски, начерченные около их места обитания, могут надолго отпугнуть их
«Мел – это учёба и игра». Мел пользуется огромной популярностью у детей вот уже много лет. Без него трудно организовать игру «Классики» и многие другие.
О секретах школьного мела рассказал одноклассникам, заинтересовал идеями проекта.
3.Заключение.
В ходе проекта моя гипотеза подтвердилась. Оказывается, что мелом можно не только писать и рисовать, ему можно найти и другое применение.
В ходе исследования я сделал следующие выводы:
— мел обладает чудесными свойствами,
— школьный мел можно сделать своими руками.
— мел имеет интересное происхождение
— широко применяется в разных отраслях производства,
— в нашей стране находятся богатейшие запасы мела.
В последние годы в школах появились интерактивные и маркерные доски, они современны и удобны в использовании, но и они несут вред здоровью учащихся. Поэтому мел остаётся незаменимым помощником в школе.
Список литературы:
1. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 2015. -224 с. 2. Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995г. — 400с.
3.БСЭ. М.: Большая Российская энциклопедия, том 18, 2011г. — 767с.
4.Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; — М.: Химия, 1995г. — 136 с.
5.Савина Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия — М.: АСТ, 1996. – 448 с
http://www.indexbox.ru/news/dobycha-mela-v-rossii-sokrashaetsya/
http://dk-almanah.ru/index.php/talant/item/567-mel / /