Интегрированный урок «математика – окружающий мир», 4 класс

27 декабря 2013 - Епищева М.Н.
article7.jpg

Тема:« Решение задач на движение. Составление формулы здоровья»

Цели
     Личностные УУД: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
     Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. 
  • Учиться совместно  с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний. 
    Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 
Предметные результаты: решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях; решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
 
1.Орг. момент: 
  1. Зарядка на массажных  ковриках.
  2. «Энергетический круг».
Упражнение. Взявшись за руки, глаза закрыты, 1-2 вдох на носки ( вдохнём всё хорошее: радость, здоровье, настроение, бодрость) 3-4 выдох ( всё плохое, гнев, злость, зависть, тревожность).
Возьмём на урок хорошее настроение, смекалку, дружбу. Нам поможет острый ум, быстрота решения, помощь друга. На доске плакат .(дорога , уходящая в даль среди ромашкового поля). За окном зима, а перед вами прекрасное время года. Мы с вами проделали большой путь во времени, мы ученики 4 класса.   Перед вами путь, по которому по которому мы прошли, тропинка знаний  и осталось совсем немного пройти до окончания начальной школы. Время не стоит на месте.
 -Какую тему продолжаем изучать? (Решение задач на движение). Подумайте, ребята!  Зачем  нам необходимо умение решать задачи на движение ?  (Чтобы не опаздывать  на встречи,  уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения).         
Какую  роль  играет  движение  в жизни   человека?
Д: Движение, упражнения  укрепляют здоровье.
- Решая задачи на движение, мы будем говорить о значении  движения  для сохранения здоровья человека и определять составляющие формулы ЗДОРОВЬЯ .
 
На доске появляется слово ЗДОРОВЬЕ  Движение это жизнь и учиться сохранять своё здоровье можно на любом уроке
1. Начнём с разминки.2.  Устный счёт: 
1). Спортсмен проплыл  4 раза дорожку по 100 метров. Какое расстояние проплыл спортсмен?   400
2)  Ширина проезжей части 18 м.  Зелёный светофор горит  20 сек. С какой наименьшей скоростью должен двигаться пешеход с того момента как загорелся зелёный свет светофора?
18м= 180 дм ; 20 = 9дм/с = 90 см в секунду
3) Акула за 3 часа проплывает 105 км . Сколько км проплывёт за 9 ч?  (315км)
4)  Скорость  кита 40 кмч   Какое расстояние проплывёт  за 4 ч ?     ( 160 км)
5) Ракета за 1 с пролетает 9 км Какое расстояние пролетит за 10 мин? ( 5400 )
400    90    315   160      5400  ( Числа закрываются) 
-.  Назови наименьшее число , наибольшее, Сколько двузначных, трёхзначных,? Какое число лишнее? Почему?
- Найди числа , про которые можно сказать., что одно больше другого в 9 раз 
- Найди сумму первого  и  третьего числа.
- На сколько первое число больше четвёртого.   
2. Какая  величина  лишняя. 
3080 см ,    5407 км,  6027 дм,    4078 кг, 18009 м  Почему? Это мера массы.
- Расположи оставшиеся величины  в порядке возрастания  
3080см,  6024 дм,   5407 км,  18009 м
Что измеряют этими величинами?  ( длину , РАССТОЯНИЕ)
3.  Назови  закономерность и продолжи ряд:
3ч,   240 мин,  5ч,  360 мин, …,    …,   7 ч, 480 мин.   (  6ч,   420 мин)
- Что общего ?  Это величины   - ВРЕМЯ., 
Какая закономерность : величины располагаются в порядке возрастания. Что интересного заметили?  ( Происходит чередование мин и часов.)
- Вспомни, что мы можем найти, зная расстояние и время?  СКОРОСТЬ.
Что такое скорость ? (  Это пройденное расстояние за единицу времени)
Как взаимосвязаны между собой величины? S= V*t?    V= S : t,    t = S :V
ВЫВОД :    Для чего нам нужно знать эти формулы? мы повторили взаимосвязь между величинами, будем применять эти формулы в решении задач на движение разных объектов.
Какой  образ жизни необходимо вести нам ? 
Д:  А  для укрепления и сохранения здоровья  необходим  подвижный образ жизни.   
Под словом ЗДОРОВЬЕ  выкладывается слово   ДВИЖЕНИЕ   
Чем полезно заниматься всем для укрепления здоровья?  СПОРТОМ  
Д: Спорт делает человека выносливым, крепким, энергичным, стройным, у него правильная осанка. 
4.  Составьте задачи по таблице и решите её. 
 Выполните задания тренажёра.  слайд.1
  Составьте задачи по таблице и решите её.

объект

Скорость

Время

Расстояние

пешеход

?

20 мин

480 м

пловец

15 м/ мин

5мин

?

велосипедист

20 км/ч

?

60 км

 
Что общего и в чём различия этих задач? 
ОБЩЕЕ: есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние
РАЗЛИЧИЯ:  величин и единицы их измерения.
-  Если увеличится время, что произойдёт с расстоянием? Увеличить скорость? 
 
Вывод:  Чтобы найти скорость….,  чтобы найти расстояние …  , время…
 
- Где полезнее заниматься спортом  в помещении или на свежем воздухе?  Почему?  
- Значит, что  ещё необходимо для  здоровья человека ?  ( СВЕЖИЙ ВОЗДУХ)  открывается.
-Кто помнит, сколько кг чистого воздуха нужно человеку?  Человеку в сутки необходимо около 12  кг чистого воздуха.  Укрепляют здоровье прогулки на свежем воздухе, отправимся в путь
6. Решение задач на движение с комментированием у доски.
 Откройте учебник на стр.14 найдите задачу № 74.
Прочитайте задачу.
Вывод: Чтобы найти….
Итак: занятие спортом укрепляют здоровье. 
 
 - О ком  можно сказать у него тренированное сердце?
 Приложите правую руку к левой стороне груди. Что вы чувствуете?
Сердце –это плотный мускулистый мешочек. Размер нашего сердца можно определить по размеру сжатой ладошки  в  кулак.
- Сожмите правую  в кулачок- вот такое сердечко бьётся у вас в груди.
Как узнать правильно ли работает твоё сердце?
Дети: нужно подсчитать пульс: у детей 90 ударов в минуту , у взрослых -  70 ударов.
 
Физкультминутка  с мячом.
 
Присядьте, что вы заметили?
Дети :  Оно бьётся сильнее и чаще, так как организму дали нагрузку.    СЛАЙД.
Учитель: Сердце это неутомимый мотор, который не знает выходных  В организме человека 5 л крови . Кровь пробегает через весь организм за 26 секунд. Ежедневно оно перекачивает примерно и10 т крови, т.есть целую цистерну, равную весу 2-х слонов.  К работающему органу всегда приливает крови больше. Когда человек занимается умственной работой- готовит уроки, решает задачи – к мозгу. После приёма пищи кровь приливает к желудку. Вот почему во время еды нельзя читать и разговаривать.  
 
Что ещё нужно каждому человеку для восстановления сил? 
 Дети:  Для  здоровья нужен  разрядка и отдых.
 
7. Самостоятельная работа по карточкам.  СЛАЙД 
1.Турист прошёл 36 км со скоростью 6 км/ч. Одновременно с ним выехал велосипедист  со скоростью 9 кмч.  Какое время потребуется велосипедисту, чтобы проехать это расстояние?
36:9 =4 ч.  Ответ: за 4 ч проедет это расстояние.
2 .  Пешеход шёл со скоростью 5км/час и прошёл 20 км. С  какой скоростью за это же время пройдёт лыжник  36 км?
1) 20:5 =4 ч.             
2) 36 :4=9 кмч  Ответ : 9 кмч скорость лыжника.                         Взаимопроверка.
ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ С ОТВЕТАМИ НА ЭКРАНЕ
ВЫВОД:
Физкультминутка для глаз:  
1) закройте глаза и мысленно  запишите своё имя.
2) упражнение Буратино.
3).закройте глаза и мысленно и представьте предметы лежащие на парте.
.Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире. Хорошее зрение важно для здоровья.
8 .РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ  Разноуровневое  задание.  ДОСКА :  выберите и решите уравнение. 
Решив  уравнение, поменяйтесь    тетрадями и запишите  ответ пальчиками на спине соседа. Каждый проверяет правильность решения.
Х *  4 = 100 - 19                       91: а = 13
Х = 21                               а = 7                             Экран -   ПРОВЕРКА
Что означают  эти числа в режиме дня школьника?   
7 ч  – подъём
21 ч – сон
- Почему так важно соблюдать режим дня?                ( РЕЖИМ открываем под словом здоровье)
 
Что же ещё  может восполнить потраченную энергию при различных нагрузках? Рациональное питание.  Каким должно быть питание?(выставляется карточка со словом питание)
 ВЕСЁЛАЯ ЗАДАЧА: 
Коле и Толе купили по 5 пирожных . Коля съел свои пирожные за 6 мин и стал сходить с ума от зависти, глядя, как Коля ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет мучиться от зависти  Коля? Как нужно кушать?  медленно, хорошо прожёвывая пищу
Для здоровья нужно хорошее настроение. Но вот вы и посмеялись,а хорошее настроение укрепляет здоровье.
 
Рефлексия:
Чему учились на уроке? Что особенно запомнилось  на уроке? Чему научились на уроке? Какие задания вызвали затруднение?
Говорили о здоровье и выводили формулу здоровья.  Что получилось ? Слайд 
На каждой парте, у каждого ученика   -   по три цветных стикера . Время быстротечно и каждый из вас сейчас покажет с каким настроением    уходит с урока и продолжает идти по тропинке знаний.       А хорошее настроение  это залог здоровья.                     
( Плакат: на дорожке выложим наше настроение:  розовый – всё получилось, жёлтый – хорошее настроение……. 
Кто уходит с хорошим настроением, кто доволен работой на уроке  поднимите ладошки вверх.
Мысленно положите  все знания, которые ты сегодня принёс с собой в левую руку, а всё, что узнал на уроке в правую руку. И когда я скажу : « Готово, давай» вы соедините руки хлопком , сказав при этом «ДА».
Комментарии (1)
Lujkina # 24 февраля 2014 в 09:56 0
Спасибо за подробный конспект! joke