Современный урок - с позиции стандарта нового поколения.

16 декабря 2013 - Епищева М.Н.
article5.jpg

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. 

- Во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться.

-Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Координировать интересы ученика, быть тьютором, экспертом, руководителем проектной деятельности. И при этом работать в тесной взаимосвязи с учителями всех предметов.
 
То есть попытка ответить на вопрос:  Какой должен быть урок с позиции стандартов нового поколения?
 
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
 
Современный урок - такой урок, чтобы ученик  получал удовлетворение от деятельности учения на уроке.
 
Основные принципы организации урока:
1. Создание условий
2. Деятельностный  подход
3. Индивидуализация
4. Коллективная деятельность и сотрудничество ( например: договориться кто будет рисовать правую варежку, а кто левую)
5. Ориентация на самообразование ( работа с информационными источниками)
6. Разноуровневое содержание ( дополнительные задания, звёздочки, варианты)
7. Интенсификация процесса образования ( оптимальный темп, условия)
 
Важно изменить сам образовательный процесс: учителю  освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
 
Хочу выделить несколько критериев обновленного урока.
Первый: Эффективным уроком можно назвать урок, дающий знания и развивающий мышление, интересный учителю и ученику, на каждом уроке учащийся анализирует достаточное количество информации, используется  инструмент исследовательского метода
Важно, чтобы каждый урок становился пространством диалога между ребенком и культурой. Мир культуры ребенок не будет осваивать сам по себе, ему нужна посредническая функция учителя. Любой урок должен быть пространством диалога  с тем конкретным знанием, которое прячется в этом уроке
К критериям обновленного урока отнесу также: уважение к ключевым правам личности, заботу о познавательном интересе, интеграцию разных уроков, разных тем. 
Взаимопонимание и заинтересованность помогают учителю и ученику на современном уроке;
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Самый распространённый тип урока – комбинированный.
Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

 

Урок современного типа

 

Объявление темы урока      

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

 

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

 

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

 

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

 

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

 

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание.

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 
Структура  учебной  деятельности.
 
1.Целепологание- учебную цель на уроке  должен ставить ученик, а не учитель.
 
Новый стандарт проявится на уроке тогда, когда вопрос будет снова использоваться как инструмент исследовательского метода. Ребенок 6-7 лет понимает, что вопрос Почему? Зачем? — это инструмент познания мира, но когда приходит в школу, происходит противоположное: вопрос задает тот, кто знает, тому, кто не знает. Возникает желание узнать тогда, когнда ученик чего- то не знает. Вот тогда и возникает познавательный интерес.
 
1)Один из приёмов:   Орг. Момент не должен быть классическим.
Активизировать внимание, на доске (до звонка) записать вопрос:  Кто такие животные?
Дети обязательно прочитают вопрос  и будут обсуждать.  Идёт программирование - интеллектуальной эйфории (получение удовольствия (эмоционального и интеллектуального) от результата своих действий).  Начать урок   с ответа на вопрос и постановки целей.
 
2). Приём интеллектуальной эйфории:
В начале урока задать пять вопросов по предмету, на которые они могут сразу дать ответ. Ученики отвечают на вопросы в самом начале урока и получают удовольствие. И тут учитель ставит вопрос,  на который дети сразу ответить не могут.
Как узнать? Дети предлагают способ, как ответить на поставленный вопрос.
Известно, что знание, которое ты открыл сам, гораздо прочнее, чем то, что дано в готовом виде.  Принципиально важный для всех, это значимость позиции самого ученика. На уроке мало знать и объяснять, важно выразить собственную позицию.
 
3) приём на уроке  интеллектуальное затруднение.
Так сформулируют учебную цель. 
 
2. Планирование способов достижение целей.
    Дети должны перебрать способы достижения цели: учитель, 
                                                                                             учебник,
                                                                                             компьютер,
                                                                                             родители.
Ученики сами планируют способы достижения цели.
 
Например, на уроке русского языка во 2 классе  по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся под диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. 
 
3. Одним из главных компонентов учебной деятельности являются –   универсальные учебные действия.
 
Что дают универсальные учебные действия?
  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.  Более эффективно идут там, где существует интеграция.
 
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
 
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием
 
Школьник  самоопределяется : «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
 
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
 
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
 
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя, умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)
 
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
 Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.  
Продуктивные задания – главное средство достижения   результата на уроке.
 Традиционные задания:
1) Задания Перечислите отличия растений от животных?.
Задание современного урока.
 Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!»
Что ему ответил умный утенок Кряк?
       
2).  Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му   и 3-му склонению.
          Задание современного урока.
          Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
3). Определите площадь прямоугольника.
      Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
 
4.Контроль и коррекция  способа достижения учебной цели.
  Контролировать ребёнок должен сам себя.
Урок письма
Кто найдёт отличия вашей написанной буквы с образцом?
Что нужно сделать, чтобы были похожи?  ( Это рекомендации)
 Итог: я научился, у меня получилось.
 
5.Оценка результата  достижения  учебной  цели:
Ты уверен , что у тебя получилось?     Напиши ещё такую же букву.
 Я тебе помогу. Приём: « Рука в руку» ( развитие моторной памяти)
Существует 3 варианта:  цель достигнута;
                                             цель достигнута частично
                                             цель не достигнута( в данном случае нужно поменять учебное действие на другое, тогда учебная деятельность сформируется.
 
То есть попытка ответить на вопрос: какой должен быть современный урок? 
Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.  Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе. В математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. В связи с этим, на уроках окружающего мира,  предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения», использования ИКТ
 
Предполагается, что каждый ученик должен овладеть некоторыми личностными, универсальными способностями, связанными с саморегуляцией, то есть умением оценивать себя, вдохновлять, направлять, некоторыми познавательными умениями и некоторыми коммуникативными. Тогда доминантой современного урока становится проблемно-исследовательский подход, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания, то есть переход от изложения материала к его открытию. 
Комментарии (2)
Наталья Алексеевна # 8 января 2014 в 13:40 0
Очень информативная статья. joke
Валентина # 12 декабря 2015 в 22:23 0
интересный и содержательный материал