Цель: объяснить детям, как можно избежать конфликтов со сверстниками, научить общению в классном коллективе.
Задачи:
объяснить детям, что такое конфликты и как их можно преодолеть;
создать условия для формирования у детей таких понятий как, дружба, дружелюбие, добросердечие;
развивать в детях положительное отношение к себе и к окружающим.
Оборудование: видеопроектор, экран, презентация , карточки с ситуациями, карточки для сценки
Ход занятия
1.Организационный момент
Добрый день. Я рада приветствовать вас. Сегодня предлагаю немного поиграть, отдохнуть, но не просто так, а с пользой. Надеюсь Вы готовы. А раз Вы готовы, то предлагаю начать с игры.
Игра «От сердца к сердцу» Рассчитайтесь на первый, второй. Необходимо встать в два круга внутренний и внешний. Так, чтобы получились пары. Во внутренний круг - встают те ребята, у кого первые номера, а во внешний – вторые. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Скажите вашему однокласснику добрые слова о нем. По хлопку – внешний круг передвигаемся по кругу. Улыбнемся друг другу и подарим улыбки гостям. Присаживайтесь.
На стульчиках лежат магниты. Возьмите в руки магнит, образуйте пары и соедините магниты
- Что происходит с магнитами ? ( магниты притягиваются друг к другу )
- Повернём обратной стороной ? Что наблюдаем ? (магниты отталкиваются)
II. Постановка цели
- На какие человеческие отношения похоже притяжение двух разных магнитов?
( Дружба, мир, согласие, любовь, …..)
- На какие отношения между людьми похоже отталкивание магнитов? Какие ассоциации возникают у вас со словом ссора?
Давайте посмотрим, что получилось.
Слайд 1.
Конфликт
примирение
Ссора
мир
драка
дружба
угрозы
уступки
обида
улыбки
раздражение
согласие
- Какие чувства вызывают слова первого столбика, а второго ? спокойствие радость . удовлетворённость) Все переживания возникают со словом КОНФЛИКТ. ( беспомощность, беспокойство , тревога)
Конфликты несут душевные страдания
Слайд 2. «Конфликт – это непонимание друг друга, ссора». Проблема взаимоотношений между людьми является важной, в том числе и для нас. - Как вы думаете, можно прожить без конфликтов?
- А что может быть причиной ссоры?
Возникает ссора потому, что мы все разные. У нас разный характер, взгляды, мнения.
- А можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства каждого?
Кто может помочь избежать ссоры ?
Конечно предотвратить конфликт легче ,чем его погасить.
Общение – это основа разрешения конфликта. Человека, который не ссорится можно встретить редко.
- Какая служба в нашей школе помогает нашим ребятам правильно разрешить конфликт ? Слайд 3. Друзья,
Медиация – это те же переговоры, только при участии нейтрального посредника – медиатора, лица нейтрального к переговорщикам. При этом переговорщики должны медиатору доверять. А он соблюдать безусловную конфиденциальность полученной информации. Медиатор – человек , которому доверяют люди, между которыми произошёл спор, помогает лучше разобраться в ситуации и найти верное решение, устраивающего обе стороны.
Между кем может возникнуть конфликт?
- Как себя чувствует человек ,если спор разрешился не справедливо.
- Мы сегодня поговорим о том почему ученики ссорятся и как можно быстрее помириться. Разрешение конфликта дело трудное. От вашей активности будет зависеть успех игры.
Слайд.4. Отправимся на передачу «Большая перемена», где познакомимся со способами разрешения конфликтов
III. Живые кейсы.
В роли ведущего …… и а кто желает быть в роли медиатора, а в роли юных актёров выступят ваши одноклассники. - Добрый день. Наши корреспонденты работают в микрорайоне и снимают репортаж в школе. Начнем. Ситуация 1. « Яблоко раздора»
Маша .(сидит за столом) Здравствуй, Катя
Катя: Здравствуй, Маша. Угадай, что я тебе принесла. Показывает зелёное яблоко.
Маша: Ты принесла мне зелёное кислое яблоко.
Катя: Это не кислое яблоко, а сладкое.
Маша: Нет кислое! Разве зелёное яблоко может быть сладким!? Раз оно зелёное, а не красное значит оно не созрело! Раз оно не созрело, оно кислое. Катя: Если бы оно не созрело, оно было бы маленькое, а оно посмотри какое большое. Такое же как красное яблоко ,значит сладкое!
Маша: Нет кислое!
Катя: Нет, сладкое! Сладкое!...Неблагодарная…
Учитель. Что, происходит с девочками ? Если спор не прекратить, что может произойти? (они поссорятся).
- Почему Катя обиделась на Аню?
-А как бы вы поступили на месте Ани? - Какой показала себя Аня? (была несдержанной. ) - Как можно помочь нашим девочкам? ( прекратить спор , прийти к .. Кто может помочь?
Медиатор: я не даю никаких советов, помогу лишь вам разобраться. Девочки я вам предлагаю разобраться почему вы поссорились. -Катя ты согласна, попробовать зелёное яблоко? ( по выражению лица можно определить какое оно) Катя: Маша, ты была права, зелёное оказалось –кислым. Извини, пожалуйста, что я сердилась и спорила. Маша: И ты меня извини, мы обе зря спорили.
Медиатор: Мы рады, что вы прекратили спор и помирились
УЧИТЕЛЬ . Очень важно, что вовремя понять ,что был не прав и извиниться .
Корреспондент: В нашей школе много творческих ребят, которые любят готовить сюрпризы для одноклассниц. Приглашаем посмотреть сюжет.
Ситуация 2. « Стенгазета».
Корреспондент: Мальчики готовят праздничную стенгазету к 8 марта для девочек. У них прекрасное настроение. Павел предложил нарисовать в центре газеты красивый букет, а Егор цифру 8.
Павел: давай не будем рисовать в центре газеты цифру 8 , она здесь не смотрится.
Егор: Всё тебе не так, не вредничай, пусть будет 8.
Павел: Какой же ты упрямый как осёл! Давай рисовать букет!
Егор: Почему ты командуешь! Почему все должны тебя слушать?
Павел: Ты ничего не понимаешь! Ты и рисовать то не умеешь!
Егор: Ну, тогда и рисуй один! ( Мальчики не разговаривают, обижены ).
Учитель: Как вы думаете, как можно решить спор? ( одни говорят, что нужно рисовать в середине 8, другие букет). Мы не ищем, кто прав, а кто нет, чья идея лучше, это может быть бесконечно.
- Вот к чему может привести не уступчивость и упрямство.
-Давайте найдем решение конфликта. Ваши предложения…
Дружба важнее любого рисунка. Не стоит обижаться по мелочам.
Медиатор: Если не остановить конфликт он может разгореться. Я знаю один секрет «Три шага на встречу» и хочу с вами поделиться: Егор и Павел встаньте друг напротив друга. Может быть, попробуем разобраться. Из – за чего возник конфликт? (ответы учеников)
Павел: Мы хотели настоять на своем.
Медиатор: Сделайте шаг на встречу друг другу. Что нужно было сделать, чтобы не поссориться?
Егор: нужно было прислушаться к мнению.
Медиатор: главное, нужно было найти предложение, чтобы вы остались довольны решением и пришли к согласию.
Егор: Давай поместим 8- в центре, а вокруг - цветы. Как вы считаете? (на доске: консенсус -согласие, сочувствие, единодушие)
Слайд 5. Это и называется консенсус? (согласие, единодушие)
- Сделайте второй шаг на встречу. Остался один шаг. Пожать руки.
Вот помирились . Но помните не всегда, рядом будет учитель или медиатор.
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь? Нужно самим быть миротворцем. Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы слабостью характера?
- Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости?
- Разве из-за этого его перестали бы уважать.
Физминутка: Игра «Поменяйтесь местами». Девочки и мальчики, мальчики у кого галстуки, тот у кого светлые волосы, кто занимается спортом, у кого есть братик и сестра, кто любит рисовать.
3 Ситуация. « Ручка»
Корреспондент: А как дела обстоят на уроках?
Саша: Тимур, выручи, пожалуйста, я забыл ручку. Тимур достает из пенала красивую ручку и передаёт соседу. Проходит время, Саша крутит ручку. – Тимур, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Саша.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Тимур и убежал.
Учитель: Саша даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу. Учитель: Из-за чего в данной ситуации возник конфликт? (из-за неумения слушать) Давайте разберёмся и найдем выход и из этой ситуации.
Медиатор: Мне кажется, Тимур, что тебе нужно выслушать Александра.
Саша: Прости, так вышло, но я купил новую ручку.
Тимур: Я привык к ручке, она уже у меня давно, но что теперь, спасибо, что купил новую.
Корреспондент: мы заканчиваем передачу, важно что от каждого из нас зависит Большие перемены в нашей школьной жизни.
Учитель: Давайте вспомним из – за чего возникли конфликты А теперь вспомним какие пути решения находили .Попробуем построить мостик дружбы ( на доске)
Учитель: я думаю все советы вам помогут в общении. Относитесь к людям так, как хотели бы. чтобы они относились к вам и вашей жизни случится «большая перемена».
Слайд 6. Советы для разрешения конфликтов:
1. Если обидел кого-то, извинись
2. Старайся договориться в спорном деле.
3. Постарайся понять другого, поставь себя на его место.
4. Будь всегда справедливым
5. Научись говорить « Стоп».
6. Найти авторитетного человека, кто поможет выйти из ссоры и прийти к примирению.
Рефлексия Трудно было играть в игру?
- Чему научила нас игра?
- Я называю фразу, если относите эту фразу на свой счёт выходите к доске. (У кого много друзей, кто не любит ссориться, кто умеет говорить комплименты, кто никогда не обзывается, кто умеет дружить, кто умеет прощать, во чтобы –то ни стало добиваюсь своей цели, угрожаю и дерусь, не уступаю ни в чем). Молодцы.
Медиатор. В просторной светлой школе нашей
Жизнь показала: ссор не избежать,
Конфликты ежедневно нас находят,
Но мы научимся их избежать.
1 уч. Да, наверное, мы разные!
2уч. Но все мы при этом равные!
3 уч. Каждый из нас индивидуальность
4 уч. И в этом есть уникальность!
5 уч. Различиями нашими мы будем восхищаться !
6уч. Друг другу доброту дарить и просто улыбаться.
7уч. Мы разные, мы равные, и нет преград для дружбы.
8уч. Мы дети все, мы просто дети,
9уч. Нам ссориться не нужно!
Хочется закончить наше занятие притчей: Высоко- высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную погоду к нему постучали трое.: хижина у меня маленькая , войдёт только один. А вы кто спросил пастух? Мы дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь, выбирай сам, пустил - дружбу, пришло- счастье , появилось и богатство.