Занятие в 3 классе «Сюжетно-ролевая игра – помощник в разрешении конфликтов». Тема: Ролевая игра «Большая перемена».

14 марта 2019 - Епищева М.Н.

 автор:  Епищева Марина Николаевна  

учитель начальных классов 

 

 
Цель: объяснить детям, как можно избежать конфликтов со сверстниками, научить  общению в классном коллективе.
Задачи: 
  • объяснить детям, что такое конфликты и как их можно преодолеть;
  • создать условия для формирования у детей таких понятий как, дружба, дружелюбие, добросердечие;
  • развивать в детях положительное отношение к себе и к окружающим.
Оборудование:   видеопроектор, экран, презентация , карточки с ситуациями, карточки для сценки
Ход занятия
1. Организационный момент                                                                                                                 
Добрый день.  Я рада  приветствовать вас.  Сегодня  предлагаю немного поиграть, отдохнуть, но не просто так, а с пользой. Надеюсь Вы готовы. А раз Вы готовы, то предлагаю начать с игры.                                                                                                                                                         
Игра «От сердца к сердцу» Рассчитайтесь на первый, второй.  Необходимо встать в два круга внутренний и внешний. Так, чтобы получились пары. Во внутренний  круг - встают те ребята, у кого первые номера,  а  во внешний – вторые.  Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Скажите вашему однокласснику добрые слова о нем. По хлопку – внешний круг передвигаемся по кругу. Улыбнемся  друг другу  и подарим улыбки  гостям. Присаживайтесь.
На стульчиках лежат магниты. Возьмите в руки  магнит, образуйте пары и соедините магниты 
 - Что происходит с магнитами ? ( магниты притягиваются друг к другу  )                                         
- Повернём обратной стороной ?  Что  наблюдаем ?    (магниты отталкиваются)
 
 II. Постановка цели                                                                                                                                   
- На какие человеческие отношения похоже притяжение двух разных магнитов?                                     
( Дружба, мир, согласие, любовь, …..)                                                                                                                                                       
 - На какие отношения  между людьми похоже отталкивание магнитов? Какие ассоциации возникают у вас со словом ссора?       
Давайте посмотрим, что получилось.                                                                                                         
Слайд 1.

Конфликт

примирение

 Ссора

мир

драка

дружба

угрозы

уступки

обида

улыбки

раздражение

согласие

           
- Какие чувства  вызывают слова  первого столбика,  а второго ?  спокойствие радость . удовлетворённость)                                                                                Все переживания возникают со словом КОНФЛИКТ.     ( беспомощность, беспокойство , тревога)   
Конфликты несут душевные страдания                                                                                                                                           
Слайд 2.  «Конфликт – это непонимание друг друга, ссора».   Проблема взаимоотношений между людьми является  важной, в том числе и для нас.              - Как вы думаете, можно прожить без конфликтов?       
-  А что может быть причиной ссоры?                                                                                                       
Возникает ссора потому, что мы  все разные. У нас разный  характер, взгляды, мнения. 
  -  А можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства каждого?                                   
Кто может помочь избежать ссоры ?                                                                                                                   
Конечно предотвратить конфликт легче ,чем его погасить.       
 
Общение – это основа разрешения конфликта.  Человека, который не ссорится можно встретить редко. 
 
 - Какая служба в нашей школе помогает нашим ребятам правильно разрешить конфликт ?                                                                                                            Слайд 3.  Друзья,         
Медиация – это те же переговоры, только при участии нейтрального посредника – медиатора, лица нейтрального к переговорщикам. При этом переговорщики должны медиатору доверять. А он соблюдать безусловную конфиденциальность полученной информации.                                                      Медиатор –  человек , которому доверяют люди, между которыми произошёл спор, помогает лучше разобраться в ситуации и найти верное  решение, устраивающего обе стороны.   
Между кем может возникнуть конфликт?                                                                                           
- Как себя чувствует человек ,если спор разрешился не справедливо.                                             
- Мы сегодня  поговорим о том почему ученики ссорятся и  как можно быстрее помириться. Разрешение конфликта дело  трудное. От вашей активности будет зависеть успех игры.                                                                                                                                                                    
Слайд.4. Отправимся на передачу «Большая перемена», где познакомимся со способами разрешения конфликтов
III.  Живые  кейсы.               
В роли ведущего …… и а кто желает быть в роли медиатора, а в роли юных актёров выступят ваши одноклассники.                                                                  - Добрый день. Наши корреспонденты работают в микрорайоне и  снимают репортаж  в школе.  Начнем.                                                                                       Ситуация 1.   « Яблоко раздора»                                                                                                                                                     
Маша .(сидит за столом) Здравствуй, Катя                                                                                                         
Катя:   Здравствуй, Маша. Угадай, что я тебе принесла. Показывает    зелёное яблоко.                                                                                     
Маша: Ты принесла мне зелёное кислое яблоко.                                                                                                 
Катя: Это не кислое яблоко, а сладкое.                                                                                                             
Маша: Нет кислое! Разве зелёное яблоко может быть сладким!? Раз оно зелёное, а не красное  значит оно не созрело! Раз оно не созрело, оно кислое. Катя: Если бы оно не созрело, оно было бы маленькое, а оно  посмотри какое большое. Такое же как красное яблоко ,значит сладкое!   
Маша: Нет кислое!                                                                                                                                               
 Катя: Нет,  сладкое! Сладкое!...Неблагодарная…
 
Учитель. Что, происходит с девочками ? Если спор не прекратить, что может произойти?  (они поссорятся).
- Почему Катя обиделась на Аню?     
 -А как бы вы поступили на месте Ани?     - Какой  показала себя Аня?  (была несдержанной. )                                                                                                        - Как можно помочь нашим девочкам?  ( прекратить спор , прийти к ..    Кто может помочь?                                                                              
Медиатор: я  не даю никаких советов,  помогу  лишь вам разобраться. Девочки я вам предлагаю разобраться почему  вы поссорились.                                   -Катя ты согласна, попробовать  зелёное  яблоко?  ( по выражению лица можно определить какое оно)                                                                                         Катя: Маша, ты была права, зелёное  оказалось –кислым. Извини, пожалуйста, что я сердилась и спорила.                                                                                 Маша: И ты меня извини, мы обе зря спорили.                                                                           
Медиатор: Мы рады, что вы  прекратили спор и помирились                                                                 
УЧИТЕЛЬ .    Очень важно, что вовремя понять ,что был не прав и извиниться .
                                                   
Корреспондент: В нашей школе много творческих ребят, которые любят готовить сюрпризы для одноклассниц. Приглашаем посмотреть сюжет.                   
 
Ситуация 2. « Стенгазета».
Корреспондент: Мальчики готовят праздничную стенгазету к 8 марта для девочек. У них прекрасное настроение. Павел предложил нарисовать в центре газеты красивый букет, а  Егор цифру 8.                                                                                                                                                                 
Павел: давай не будем рисовать в центре газеты цифру 8 , она здесь не смотрится.                               
Егор:  Всё тебе не так, не вредничай, пусть будет 8.                                                                                                   
Павел:  Какой же ты упрямый как осёл! Давай рисовать букет!                                                                                 
Егор: Почему ты командуешь! Почему все должны тебя слушать?                                                                   
Павел: Ты ничего не понимаешь! Ты и рисовать то не умеешь!                                                                         
Егор: Ну, тогда и рисуй один!  ( Мальчики не разговаривают, обижены ). 
                                                                                                                                                                 
Учитель:  Как вы думаете, как можно решить спор?   ( одни говорят, что нужно рисовать в середине 8, другие букет). Мы не ищем, кто прав, а кто нет, чья идея лучше, это может быть бесконечно.                                                                                                                         
- Вот к чему может привести не уступчивость и упрямство.                                                                     
-Давайте найдем решение конфликта. Ваши предложения…     
Дружба важнее любого рисунка.   Не стоит обижаться по мелочам.                                                                                                                                            
                                                                                                                                                               
Медиатор: Если не остановить конфликт он может разгореться. Я знаю один секрет «Три шага на встречу» и хочу с вами поделиться: Егор и Павел встаньте друг напротив друга.  Может быть, попробуем разобраться.  Из – за чего возник конфликт?   (ответы учеников)       
Павел: Мы хотели настоять на своем.                                                                                                   
Медиатор: Сделайте   шаг на встречу друг другу.   Что нужно было сделать, чтобы не поссориться?                                                                                                                                                     
Егор: нужно было прислушаться к мнению.                                                                                                 
Медиатор:  главное, нужно было найти предложение,  чтобы вы  остались довольны решением  и пришли к согласию. 
Егор: Давай поместим 8-  в центре, а вокруг - цветы. Как вы считаете?   (на доске: консенсус -согласие, сочувствие, единодушие)
 
 Слайд 5.    Это и называется  консенсус?  (согласие, единодушие)                                                         
 - Сделайте второй шаг на встречу.  Остался один шаг. Пожать руки.                                                             
Вот помирились . Но помните не всегда, рядом будет учитель или медиатор.                               
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?  Нужно самим быть миротворцем.  Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы слабостью характера?                                                                                                 
- Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости?                                     
-  Разве  из-за этого его перестали бы уважать.
 
Физминутка:    Игра «Поменяйтесь местами».   Девочки и мальчики, мальчики у кого галстуки,    тот у кого светлые волосы,    кто занимается спортом,     у кого есть братик и сестра, кто любит рисовать.
 
3 Ситуация. « Ручка»                                                                                                                                 
Корреспондент: А как дела обстоят на уроках?                                                                                               
 Саша: Тимур, выручи, пожалуйста, я забыл ручку.  Тимур достает из пенала красивую ручку и передаёт соседу.    Проходит время, Саша крутит ручку.         – Тимур, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Саша.                                                                                         
 - Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Тимур и убежал.  
 
Учитель:  Саша даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил  новую и хотел отдать ее другу.                                                                       Учитель: Из-за чего в данной ситуации возник конфликт? (из-за неумения слушать) Давайте разберёмся и найдем выход и из этой ситуации.   
 
Медиатор: Мне кажется, Тимур, что тебе нужно выслушать  Александра.                                                                             
Саша: Прости, так вышло, но я купил новую   ручку.                                                                                                                           
Тимур: Я привык к ручке, она уже у меня давно, но что теперь, спасибо, что купил новую.  
Корреспондент: мы заканчиваем передачу, важно что   от каждого из нас зависит Большие перемены в нашей школьной жизни.          
Учитель:  Давайте вспомним из – за чего возникли конфликты А теперь вспомним какие пути решения находили .Попробуем построить мостик дружбы ( на доске)                                               
Учитель: я думаю все советы вам помогут в общении. Относитесь к людям так, как хотели бы. чтобы они относились  к вам и вашей жизни случится  «большая перемена».       
                                   
Слайд 6.   Советы  для разрешения конфликтов:                                                                                                                   
1. Если обидел кого-то, извинись                                                                                                               
2. Старайся договориться в спорном деле.                                                                                                                         
 3. Постарайся понять другого, поставь себя на его место.                                                                                                   
4. Будь всегда справедливым                                                                                                                                             
 5. Научись говорить « Стоп».                                                                                                                         
6. Найти авторитетного человека, кто поможет выйти из ссоры и прийти к примирению.  
 
Рефлексия     Трудно было играть в игру?                                                                                                                                     
- Чему научила нас  игра?
- Я называю фразу, если относите эту фразу на свой счёт  выходите  к доске. (У кого много друзей,  кто не любит ссориться, кто умеет говорить комплименты, кто никогда не обзывается, кто умеет дружить, кто умеет прощать,  во чтобы –то ни стало добиваюсь своей цели, угрожаю и дерусь, не  уступаю ни в чем). Молодцы.
Медиатор. В просторной светлой школе нашей
Жизнь показала: ссор не избежать,
Конфликты ежедневно нас находят, 
Но мы научимся их избежать.
1 уч.   Да, наверное, мы разные!                                                                                                                                       
2уч.    Но все мы при этом равные!                                                                                                                     
3 уч.   Каждый из нас индивидуальность                                                                                                                                     
4 уч.   И в этом есть уникальность!                                                                                                                   
5 уч.   Различиями нашими мы будем восхищаться !                                                                                   
6уч.   Друг другу доброту дарить и просто улыбаться.                                                                                                             
 7уч.    Мы разные, мы равные, и нет преград для дружбы.                                                                                   
8уч.    Мы дети все, мы просто дети,                                                                                                                               
9уч.    Нам ссориться не нужно!   
 
Хочется  закончить наше занятие притчей:   Высоко- высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную погоду к нему постучали трое.:  хижина у меня маленькая , войдёт только один. А вы кто спросил пастух?  Мы дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь, выбирай сам, пустил - дружбу, пришло-  счастье , появилось и богатство.                                                       
Слайд 7        Спасибо.              
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!