Проектная работа (секция «Юный исследователь») "Как научиться правильно определять время?"

12 декабря 2016 - Епищева М.Н.

 Выполнил:  Язин Максим Евгеньевич,  ученик 4б  класса 

Руководитель: Епищева Марина Николаевна,  учитель начальных классов

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Содержание 

Введение …………………………………………………………………   1                                        

1. Эволюция часов           ………………………………………………… 3   

          1.1. Солнечные часы …………………………………………   3  

          1.2. Водяные часы ……………………………………………  4.   

          1.3. Огневые часы ………………………………………………4 

          1.4. Цветочные  часы…………………………………………    5   

          1.5.       Звучащие «живые часы». ………………………………… 5 

          1.6. Песочные часы   …………………………………………    6

          1.7.        Механические часы                    ……………………… …. 6

 2. Классификация часов               ………………………………………   6

 3.  Практическая часть.

         3.1.  Результаты анкетирования……………………………………  7  

         3.2    Результаты  эксперимента                    ………………………  9    

 4. Заключение               ……………………………………………………10   

5. Источники информации ………………………………………………  10

 6. Приложение.                                                                                             11                            


Введение.      

Актуальность  темы.

 Время - это неотъемлемая часть нашей жизни. Основным атрибутом времени являются часы. Вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было прожить день, не следя за временем.

Мы измеряем время годами, месяцами, днями, часами, минутами, секундами... Мы знаем самые разные пословицы, поговорки и афоризмы о времени: "Делу - время, а потехе - час",  "Всякому овощу свое время", "Лучше поздно, чем никогда", "Счастливые часов не наблюдают".                                                                                                                                                  

В толковом словаре  Ожегова я нашёл толкование слову «время»: время - продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

Гипотеза:    И однажды я задумался: а что значит – полтора часа, 5 минут? Как можно их измерить? И вообще – 1 минута это много или мало?                                                                              

Я заинтересовался и решил сам разобраться:

  • Что такое время?
  •  Можно ли управлять временем?                                                                                                                          
  • Какие существуют мерки измерения времени?                                                                                        
  • Какими приборами измеряют время?                                                                                              
  • Зачем мы измеряем время?                                                                                                                  
  • Как научиться организовывать своё время?                                                                                                
  • Как рационально составить режим дня?
  • Какую ценность представляет минута?    
  • Что можно успеть за одну минуту?
  •  Возможно,  время можно определять по явлениям природы или по приметам?                                                

В начале нашей  работы мы с руководителем четко определили,  для чего я провожу исследование.

Определили  объект исследования: часы, время и организация времени.

 Целью моей исследовательской работы является: исследование и систематизация информации о времени и определении времени, организация времени.                                                  

Для достижения поставленной цели  мне нужно было  решить следующие задачи: 

  •  Исследовать историю происхождения  часов, познакомиться с их устройством.
  • Собрать интересные сведения о способах определения времени.
  • Научиться определять время с помощью растений, птиц, песочных, солнечных,  огневых, водяных часов.  
  • Познакомиться с современными часами.                       
  • Доказать необходимость использования часов в наше время.    
  • Составить свой режим дня.                      
  • Отобрать материал для презентации и буклета.

Следуя поставленной цели, при работе над проектом мною были использованы следующие методы:  

  • изучение литературы по данной теме;                                                                                                             
  • поиск информации в сети Интернет;            
  • наблюдения, классификация материала;     
  • анкетирование учащихся,  
  • анализ результатов наблюдение,  
  • ведение хронометража личных затрат времени

1. Эволюция часов.                                                                                                                              

История изобретения часов уходят в глубокую древность. Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Чем выше оно поднималось на небосклоне, тем ближе к полудню, а чем ниже спускалось к горизонту, тем ближе к вечеру, и вначале в каждых сутках люди определяли только четыре «часа»: утро, полдень, вечер и ночь. За свою историю изобретения и развития часов, они (часы) были самых разнообразных и причудливых форм. Само слово «часы» вошло в обиход приблизительно 700 лет назад, в 14 веке.

1.1. Солнечные часы

Ученые изучали небесные светила. Наблюдая за солнцем, они узнали, что за год оно проходит через 12 созвездий. Поэтому решили каждый день и каждую ночь разделить на 12 частей. Только эти части, то есть часы у египтян были не одинаковые. Летом день велик, получалось, что у летних дней длинные часы, а у ночей – короткие. А зимой дневные часы сильно укорачивались, зато ночные становились длиннее. Из-за этого было много путаницы, и, конечно, люди были благодарны греческому ученому Клавдию Птолемею. Он предложил делить сутки всегда на 24 одинаковые части, не считая, какое стоит время года. 

    Но все же требовалось более точное измерение времени. И люди придумали солнечные часы – гномоны, были изобретены вавилонянами примерно 5,5 тысячи лет назад. На открытой для солнца площадке втыкали шест. Цифры писались на каменных плитах, на которые падала тень от шеста. Тень его утром была длинной, затем становилась все короче и к полудню становилась совсем маленькой. Так измеряли время. Но в пасмурную погоду и ночью эти часы были бесполезными.                                    

      Один из экземпляров солнечной техники в настоящее время находится на Азовском море, в городе Бердянск: солнечные часы расположены на берегу моря. Они являются неотъемлемой частью города и гордостью местных жителей.                                                       

1.2.  Водяные часы.                                                                                                                                    

С давних пор  в народе говорят «сколько воды утекло», вспоминая о первых водяных  часах – клепсидра. Они были изобретены в Египте приблизительно 3,4 тысячи лет назад. Они выглядели как сосуд с отверстием внизу, через которое вытекала вода. Время с помощью этих часов определялось по скорости вытекания воды.             

Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. 

1.3. Огневые часы.

     Никто не знает, где впервые появились огневые часы.    Китайские огневые часы- будильник действуют просто. Иногда в определенных местах подвешивались металлические шарики, которые при сгорании  палочки падали в фарфоровую вазу, производя громкий звон, – получался огневой будильник.                                      

     Другой разновидностью огневых часов были фитильные часы. Главной частью таких часов был фитиль в виде длинной металлической палочки, покрытой слоем дегтя с древесными опилками.

   1.4 Цветочные часы

 Изучая разные источники,  я узнал  для себя много интересного. Оказывается, что можно определить время по цветам. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Первым, кто заинтересовался таким поведением цветущих растений, был великий шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778).     Линней открыл и изучил явление, которому дал название "сон цветов"  Он долго наблюдал за тем, как "просыпаются" и "засыпают" цветки. Однажды в его саду появилась необыкновенная клумба.    Использование таких часов очень затруднительно, потому что цветы цветут только летом. Зимой существование таких часов вообще невозможно.  

     Например: весёлые ноготки (календула) - ужасные сони.  Они просыпаются только в 9 утра, а ко сну отходят рано: в 15-16 часов. А враг огородников, одуванчик – «жаворонок»: его жёлтые шапочки радуются солнцу уже с 5-6 часов. Правда, засыпает он ещё раньше ноготков: в 14-15 часов. «Точными» цветами обладает обыкновенный картофель: по нему  можно заметить 6-7 часов утра и 14-15 часов.  Находясь у водоёмов, понаблюдайте за кувшинками. Они просыпаются около 9 часов утра, а  засыпают в 19 – 20 часов.       Рекордный  часовой механизм, сделанный из цветов появился в Москве. Летом 2001 года на Поклонной горе расцвели самые большие в мире цветочные часы. Их циферблат имел в диаметре 10 метров.  

 1.5. Я  узнал, что  есть в природе и звучащие «живые часы». Весной и летом можно легко определить время по пению птиц.    

Соловей просыпается в начале второго часа ночи.                                                                                            

В 2—3 ч утра начинает петь полевой жаворонок                             .                                                  

В 5 ч просыпается зяблик.                                                                                                                                                          

А вот воробей, живущий рядом с человеком, просыпается поздно — в 6 ч.   Самый верный утренний будильник — петух, причем не только весной и летом, а в любое время года. Первый раз петухи кричат в 1 час ночи, второй- в 2 часа. Третий раз кричат в пятом часу утра.

 1.6.  Песочные часы

   Интересно, из древности пришли к нам и песочные часы.  Песочные часы – это два небольших сосуда из стекла. В этих сосудах находится мелкий песок, который перетекает из верхнего сосуда в нижний за определённое время, например за 1 минуту, 5 минут и т. д.                                      

     Шло время, развивалась наука, и песочные часы становились реже применяться, потому что на смену им приходят хорошо нам известные механические часы. Однако и в наше время песочные часы остаются важным атрибутом интерьера дома, офиса, хотя и используются по большей части в декоративных  целях, в медицине. 

  1.7  Механические часы.

    В  14 в. появились первые механические часы. Изобретателем современных механических часов по праву считается  Х. Гюйгенс нидерландский механик. Чтобы часы работали, пружину необходимо постоянно закручивать. Для этого у часов есть заводная головка. Когда мы её  крутим, слышно как скрипит пружина.  И вот в 1930 году в Москве, у Крестьянской заставы, на месте старых мастерских был построен Первый Московский часовой завод.  Завод начал делать первые наши наручные часы.   

      Я задумался, почему на обычных часах стрелки идут слева направо? Оказывается, потому, что тень в солнечных часах шла в том же направлении. Поэтому современные часы и переняли это движение от своих предков.

3.  Классификация часов.                                                                                                                                

С развитием техники, люди придумали, как обойтись без пружины. Вместо неё в часах установлен совсем маленький моторчик, который вращает стрелки и работает от батарейки. Эти часы заводить не надо, но необходимо иногда менять батарейку. Заводная головка в таких часах нужна для перевода стрелок.     Я узнал, что самые современные  точные часы — это  атомные.                                                                                                                                              

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.  

Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.       

 Биг Бен — самые знаменитые часы Великобритании. Находятся они на одной из башен     Вестминтерского  дворца  

Чем больше я читал о часах, тем с большим и большим числом разновидностей этих приборов знакомился. Мне захотелось как-то упорядочить свои знания, и я составил следующую классификацию часов:

3. Практическая часть.

Работая над проектом, я выяснил, что часы для человека не только нужны, но и полезны.    Умение организовывать время имеет огромное значение.                 

Мы провели  письменный опрос (анкетирование) учеников 3-го и 4 классов.  В анкетировании  участвовало – 34 ученика. 

3.1. Результаты опроса оказались следующими: 

1.Знаете ли вы историю возникновения часов?            

       Да  -   5 учеников            Нет -    12  учеников          Немного   -  17  ученика

   2. Какими часами чаще пользуетесь вы?

        Наручные -  2 уч.         Настенными -7 уч.           В  сотовом телефоне    - 25уч

3. Как часто вы следите за временем?  

             Редко  - 5 уч              постоянно- 29 уч

 4.  Для чего вам нужны часы ?

      узнавать время – 18 чел.;       не опаздывать –  16 чел.

 5. А вы составляете план своего дня?

           Да -  9 уч.          стараюсь – 14,                   нет -  22 уч.

6. Сколько времени тратится на компьютерные игры в день ?                                              

Менее часа - 4 чел,    час – 12 чел,   более часа – 29 уч.

В результате опроса  я сделал вывод, что наибольшей популярностью у учеников  пользуются:  электронные и часы в сотовом телефоне, что  немногие знают  историю возникновения и разновидности часов, что  большинство  одноклассников, и я в том числе  не ценим  время и тратим  его на компьютерные игры, более 50% опрошенных учащихся режим дня не выполняют. 

    Сообщу, что мне не давал покоя  вопрос, что можно успеть сделать за одну минуту 

3.2. Я решил провести эксперимент и предложить его ученикам начальной школы.  

 Определить, что я могу успеть сделать за минуту.                                                                                                              

 Материал  и  оборудование: 

Я взял: песочные часы, секундомер, книгу, словарь.                                              

Результат:                            

 Вывод:  Раньше я думал, что минута и секунда – это очень маленькие промежутки времени. Минута, оказывается, не так уж и мала. За 1 минуту можно многое сделать, поэтому необходимо ценить время.   Не зря говорят «Сэкономишь минуту - сбережёшь час».  

Для этого я решил составить свой распорядок дня.  

 Составить план, зная, как это делать, легко. Нужно еще и выполнить его, а это уже сложнее - нужна сила воли.

 Заключение

 Выводы:      В результате  работы  я – изучил и систематизировал  информацию о часах и времени, научился определять  время, разобрался, как нужно организовывать свое время так, чтобы все успевать.

  • В ходе проектной работы я убедился, что за всё время существования людей придумано огромное количество способов измерения времени. Многие из этих способов неудобны, но для своего времени они были важны. 
  • Современные способы измерения времени точны, приборы, которыми мы измеряем время небольшие и очень удобны.                                                                                                                           
  • Часы незаменимый  друг. Они помогают управлять своими делами и не терять времени  даром. 
  • Теперь я понимаю, почему при занятии любимым делом время пролетает незаметно, а при выполнении работы, которая не очень нравится или «безделии», время тянется медленно.

 Продуктом  моего исследования  стало создание:  Буклета и презентации «Как научиться определять время» для учеников начальной школы. 

      
 Источники    информации:

1. Энциклопедия для детей. Астрономия « Аванта плюс» Москва 2004 г.                                                  

2. Почемучка для любознательных.  Детское справочное бюро.  А.Дитрих.    Москва. 2004 3. Цветы – часы. Изобразительное искусство. Т. Никитина. Москва 1990г

4. Большая советская энциклопедия (том 5), с.345, издательство Москва, 1994г.

5. http://www.detskiysad.ru/ucheba/496.html

6. http://www.epochtimes.ru/content/view/41291/38/

7. http://www.inomir.ru/tainy/other_articles/73479.html

8. http://www.medn.ru/statyi/Istoriyachasov.html

9. http://www.razumniki.ru/istoriya_chasov_deti.html

10. http://www.watchonline.ru/O-chasah/Istoriia-chasov

11. http://world-clock.narod.ru/ogon.html

12 http://ayverso.at.ua/publ/20-1-0-5

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!