Пояснительная записка
Программа курса «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) (Стандарты второго поколения. Москва. «Просвещение» 2011 год)
- в соответствии с авторской программой внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Я.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» « Школа 21 век»
- с особенностями основной образовательной программы МКОУ Манушкинской СОШ и образовательными потребностями и запросами обучающихся воспитанников.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Актуальность курса
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.
Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Программа решает следующие задачи:
Цели и задачи полностью совпадают с авторскими целями и задачами изучения курса
Исходя из условий деятельности МКОУ Манушкинской СОШ, реализация программы возможна в следующих вариантах:
— в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов.
Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс).
Программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Основное содержание программы
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Ориентировка в окружающем мире |
16 |
20 |
10 |
11 |
Ты — пешеход |
12 |
10 |
21 |
17 |
Ты — пассажир |
5 |
4 |
3 |
6 |
Всего: |
33 |
34 |
34 |
34 |
Особенности содержания программы
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Условия реализации программы:
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
Формы и методы контроля:
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Предметными результатами изучения курса «Я – пешеход и пассажир» является сформированность следующих умений:
Первый год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Второй год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
Третий год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
Четвёртый год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если..
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основные требования к уровню подготовленности учащихся полностью совпадают с требованиями авторской программы Я.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» «Школа 21 век»
Календарно-тематическое планирование курса « Я – пешеход и пассажир» 1-а класс
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел. Тема занятия. |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Ориентировка в окружающем мире |
|||||
1 -2 |
|
|
Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Встреча с сотрудниками ГИБДД |
оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, задавать вопросы, определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам, высказывать и обосновывать свою точку зрения, работать в паре, оценивать себя |
|
3 |
|
|
Наша улица. Наше село, где мы живём. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат) |
||
4 |
|
|
Близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше. Движение пешеходов по улицам. (экскурсия) |
||
5 |
|
|
Какие бывают дороги? |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; определять свое положение на местности, задавать вопросы |
|
6 |
|
|
Форма и цвет знаков дорожного движения |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение. находить места переходов по дорожным знакам, делать выводы в результате совместной деятельности; |
|
7 |
|
|
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Рисуем дорожные знаки |
||
8 |
|
|
Экскурсия «Мы идем по улице» |
||
9 |
|
|
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. |
оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности, в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты, составлять памятку, делать выводы в результате совместной деятельности; |
|
10 |
|
|
Дорога от дома до школы Улица, дорога и их составные части. |
||
11 |
|
|
Опасности на наших улицах Игра « Не попади в ловушку» |
в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты, оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, составление схему безопасного движения в школу |
|
12 |
|
|
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы» |
||
13 |
|
|
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный ). Тренинг — «Как понять автомобиль». Аппликация Мой автомобиль. |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный; сравнивать, группировать общественный и личный транспорт, разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения, договариваться в группе. |
|
14 |
|
|
Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения? |
||
15 |
|
|
Где мы будем играть. Игра «Дорожное расследование». « Что можно и чего нельзя» |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам; определять свое положение на местности, задавать вопросы, делать выводы. |
|
16 |
|
|
Зимние правила. Игра «Дорожный калейдоскоп» |
||
Ты – пешеход |
|||||
17 |
|
|
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; выбирать безопасные маршруты; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; составлять памятку пешехода, делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения. Составлять схемы безопасного движения в школу |
|
18 |
|
|
Виды пешеходных переходов Игра «Вежливый пешеход». |
||
19 |
|
|
Будь ярким на дороге. Пешеход на загородной дороге Опасные ситуации. |
||
20 |
|
|
Что такое перекресток? Поведение пешеходов при переходе дороги на перекрестке. Моделирование перекрёстка |
||
21 |
|
|
Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов» |
||
22 |
|
|
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход Карандашные задания. |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); различать цвет и форму запрещающих знаков; выбирать безопасные маршруты; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир находить нужную информацию с помощью учителя, придумывать свой дорожный знак, делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
23 |
|
|
Наши друзья – дорожные знаки Проектная работа «День дорожного знака» |
||
24 |
|
|
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Игра «Угадай дорожный знак» Игры: «Найди 10 отличий» |
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); различать цвет и форму запрещающих знаков; выбирать безопасные маршруты; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир |
|
25 |
|
|
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы различать сигналы светофора и объяснять их значение, высказывать и обосновывать свою точку зрения, находить нужную информацию выполнять аппликацию светофора, делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения |
|
26 |
|
|
Творческая работа. Изготовление макета светофора Конкурс плакатов «Три говорящих света». |
||
27 |
|
|
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» Дорожное расследование «Красный свет». |
||
Ты – пассажир |
|||||
28 |
|
|
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. |
обнаруживать и формулировать проблемы, разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; формулировать правила поведения в общественном транспорте, придумать знак « Кресло для малыша» для передвижения. делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения провести для малышей праздник .
|
|
29- 30 |
|
|
Правила поездки в транспортном средстве. Правила безопасности в транспорте Игра «Какой ты пассажир?» Ролевая игра |
||
31 |
|
|
Экскурсия по городу. Передвижение в группах. |
||
32 |
|
|
Тест «Знаешь ли ты правила ДД» |
||
33 |
|
|
Праздник «Знай правила движения как таблицу умножения. |
||
Авторская программа Я.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» « Школа 21 век» используется в полном объеме.
Календарно- тематическое планирование
курса «Я – пешеход и пассажир» 1-б класс
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел. Тема занятия. |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Ориентировка в окружающем мире |
|||||
1 -2 |
|
|
Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Встреча с сотрудниками ГИБДД |
оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, задавать вопросы, определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам, высказывать и обосновывать свою точку зрения, работать в паре, оценивать себя |
|
3 |
|
|
Наша улица. Наше село, где мы живём. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат) |
||
4 |
|
|
Близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше. Движение пешеходов по улицам. (экскурсия) |
||
5 |
|
|
Какие бывают дороги? |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; определять свое положение на местности, задавать вопросы |
|
6 |
|
|
Форма и цвет знаков дорожного движения |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение. находить места переходов по дорожным знакам, делать выводы в результате совместной деятельности; |
|
7 |
|
|
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Рисуем дорожные знаки |
||
8 |
|
|
Экскурсия «Мы идем по улице» |
||
9 |
|
|
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. |
оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности, в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты, составлять памятку, делать выводы в результате совместной деятельности; |
|
10 |
|
|
Дорога от дома до школы Улица, дорога и их составные части. |
||
11 |
|
|
Опасности на наших улицах Игра « Не попади в ловушку» |
в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты, оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, составление схему безопасного движения в школу |
|
12 |
|
|
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы» |
||
13 |
|
|
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный ). Тренинг — «Как понять автомобиль». Аппликация Мой автомобиль. |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный; сравнивать, группировать общественный и личный транспорт, разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения, договариваться в группе. |
|
14 |
|
|
Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения? |
||
15 |
|
|
Где мы будем играть. Игра «Дорожное расследование». « Что можно и чего нельзя» |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам; определять свое положение на местности, задавать вопросы, делать выводы. |
|
16 |
|
|
Зимние правила. Игра «Дорожный калейдоскоп» |
||
Ты – пешеход |
|||||
17 |
|
|
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; выбирать безопасные маршруты; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; составлять памятку пешехода, делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения. Составлять схемы безопасного движения в школу |
|
18 |
|
|
Виды пешеходных переходов Игра «Вежливый пешеход». |
||
19 |
|
|
Будь ярким на дороге. Пешеход на загородной дороге Опасные ситуации. |
||
20 |
|
|
Что такое перекресток? Поведение пешеходов при переходе дороги на перекрестке. Моделирование перекрёстка |
||
21 |
|
|
Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов» |
||
22 |
|
|
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход Карандашные задания. |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); различать цвет и форму запрещающих знаков; выбирать безопасные маршруты; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир находить нужную информацию с помощью учителя, придумывать свой дорожный знак, делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
23 |
|
|
Наши друзья – дорожные знаки Проектная работа «День дорожного знака» |
||
24 |
|
|
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Игра «Угадай дорожный знак» Игры: «Найди 10 отличий» |
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); различать цвет и форму запрещающих знаков; выбирать безопасные маршруты; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир |
|
25 |
|
|
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. |
определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы различать сигналы светофора и объяснять их значение, высказывать и обосновывать свою точку зрения, находить нужную информацию выполнять аппликацию светофора, делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения |
|
26 |
|
|
Творческая работа. Изготовление макета светофора Конкурс плакатов «Три говорящих света». |
||
27 |
|
|
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» Дорожное расследование «Красный свет». |
||
Ты – пассажир |
|||||
28 |
|
|
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. |
обнаруживать и формулировать проблемы, разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; формулировать правила поведения в общественном транспорте, придумать знак « Кресло для малыша» для передвижения. делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения провести для малышей праздник .
|
|
29- 30 |
|
|
Правила поездки в транспортном средстве. Правила безопасности в транспорте Игра «Какой ты пассажир?» Ролевая игра |
||
31 |
|
|
Экскурсия по городу. Передвижение в группах. |
||
32 |
|
|
Тест «Знаешь ли ты правила ДД» |
||
33 |
|
|
Праздник «Знай правила движения как таблицу умножения. |
||
Авторская программа Я.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» « Школа 21 век» используется в полном объеме.
Календарно- тематическое планирование
курса « Я – пешеход и пассажир» 2а класс
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел. Тема занятия. |
Характеристика деятельности учащихся |
Ориентировка в окружающем мире |
||||
1 |
|
|
Повторение правил ДД по материалам 1 класса |
оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; задавать вопросы |
2 |
|
|
Предметы и их положение в пространстве (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Почему на улице опасно. |
|
3 |
|
|
Элементы улиц и дорог. Экскурсия |
оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, правильно переходить дорогу, перекрёсток; выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования |
4 |
|
|
Перекрёсток. Про разметку на дороге. |
Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах |
5 |
|
|
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). |
|
6 |
|
|
Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения |
Применять полученные знания в практической деятельности: разнообразные формы работы с детьми (КВНы, конкурсы, конкурсы – соревнования, праздники, прогулки и другие); ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; задавать вопросы |
7 |
|
|
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. |
ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; участвовать в диалоге при общении прослушанного, прочитанного материала и выполненной работы, Применять полученные знания в практической деятельности: разнообразные формы работы с детьми . развивать творческую активность, |
8 |
|
|
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Волшебный карандаш, рисунки |
|
9 |
|
|
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Видеоурок. |
|
10 |
|
|
Сочинение «Автомобиль – друг или враг?» |
|
11 |
|
|
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Экскурсия |
Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; участвовать в диалоге при общении прослушанного, прочитанного материала и выполненной работы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
|
12 |
|
|
Творческая работа «Улицы моего города» Моделирование. |
Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы Применять полученные знания в практической деятельности |
13 |
|
|
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. |
|
14 |
|
|
Регулирование дорожного движения Игра « Регулировщик» |
|
15 |
|
|
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? |
|
16 |
|
|
Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? |
|
17 |
|
|
Целевая прогулка «Правила юного пешехода» |
участвовать в диалоге при общении прослушанного, прочитанного материала и выполненной работы; Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах |
18 |
|
|
Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)
|
|
19 |
|
|
Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос |
|
20 |
|
|
КВН « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» |
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения
|
Ты – пешеход |
||||
21 |
|
|
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». |
выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения, объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); моделировать, объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения |
22 |
|
|
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо. Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). |
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения группировать знаки ДД по назначению
Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения
|
23 |
|
|
Цвет и форма предупреждающих знаков. Рисуем дорожные знаки |
|
24 |
|
|
Цвет и форма запрещающих знаков и знаков сервиса. Рисуем дорожные знаки |
|
25 |
|
|
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». |
|
26 |
|
|
Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства |
Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах |
27 |
|
|
Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» |
ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах |
28 |
|
|
О дорожном этикете |
|
29 |
|
|
Игра « Поле чудес» . |
Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения |
Ты – пассажир |
||||
30 |
|
|
Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. |
Знать виды транспорта, правила движения на велосипедах оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; — группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный». Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения |
31 |
|
|
Викторина « Транспорт и правила поведения в нём» |
|
32 |
|
|
Проектная работа «Безопасность на дорогах» |
|
33- 34 |
|
|
Тест «Какой ты пассажир?»
Колесо безопасности. Мы знаем правила дорожного движения. |
Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; Научиться применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах, делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения
|
Календарно- тематическое планирование
курса «Я – пешеход и пассажир» 2б класс
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел. Тема занятия. |
Характеристика деятельности учащихся |
Ориентировка в окружающем мире |
||||
1 |
|
|
Повторение правил ДД по материалам 1 класса |
оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; задавать вопросы |
2 |
|
|
Предметы и их положение в пространстве (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Почему на улице опасно. |
|
3 |
|
|
Элементы улиц и дорог. Экскурсия |
оценивать жизненные ситуации, определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы, правильно переходить дорогу, перекрёсток; выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования |
4 |
|
|
Перекрёсток. Про разметку на дороге. |
Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах |
5 |
|
|
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). |
|
6 |
|
|
Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения |
Применять полученные знания в практической деятельности: разнообразные формы работы с детьми (КВНы, конкурсы, конкурсы – соревнования, праздники, прогулки и другие); ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; задавать вопросы |
7 |
|
|
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. |
ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; участвовать в диалоге при общении прослушанного, прочитанного материала и выполненной работы, Применять полученные знания в практической деятельности: разнообразные формы работы с детьми . развивать творческую активность, |
8 |
|
|
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Волшебный карандаш, рисунки |
|
9 |
|
|
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Видеоурок. |
|
10 |
|
|
Сочинение «Автомобиль – друг или враг?» |
|
11 |
|
|
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Экскурсия |
Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; участвовать в диалоге при общении прослушанного, прочитанного материала и выполненной работы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
|
12 |
|
|
Творческая работа «Улицы моего города» Моделирование. |
Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы Применять полученные знания в практической деятельности |
13 |
|
|
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. |
|
14 |
|
|
Регулирование дорожного движения Игра « Регулировщик» |
|
15 |
|
|
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? |
|
16 |
|
|
Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? |
|
17 |
|
|
Целевая прогулка «Правила юного пешехода» |
участвовать в диалоге при общении прослушанного, прочитанного материала и выполненной работы; Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах |
18 |
|
|
Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)
|
|
19 |
|
|
Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос |
|
20 |
|
|
КВН « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» |
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения
|
Ты – пешеход |
||||
21 |
|
|
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». |
выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения, объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); моделировать, объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения |
22 |
|
|
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо. Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). |
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения группировать знаки ДД по назначению
Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения
|
23 |
|
|
Цвет и форма предупреждающих знаков. Рисуем дорожные знаки |
|
24 |
|
|
Цвет и форма запрещающих знаков и знаков сервиса. Рисуем дорожные знаки |
|
25 |
|
|
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». |
|
26 |
|
|
Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства |
Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах |
27 |
|
|
Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» |
ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; Научиться предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах |
28 |
|
|
О дорожном этикете |
|
29 |
|
|
Игра « Поле чудес» . |
Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения |
Ты – пассажир |
||||
30 |
|
|
Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. |
Знать виды транспорта, правила движения на велосипедах оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; — группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный». Самостоятельно организовывать работу в группе, парах; задавать вопросы делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения |
31 |
|
|
Викторина « Транспорт и правила поведения в нём» |
|
32 |
|
|
Проектная работа «Безопасность на дорогах» |
|
33- 34 |
|
|
Тест «Какой ты пассажир?»
Колесо безопасности. Мы знаем правила дорожного движения. |
Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно; Научиться применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах, делать выводы в результате совместной деятельности, самостоятельно оценивать свои достижения
|
Авторская программа Я.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» «Школа 21 век» используется в полном объеме
Перечень учебно- методического обеспечения:
Приложение
Приложение 1
Рекомендации к проведению экскурсий по району города.
Целевые обучающие пешие экскурсии по городу можно начинать со 2 класса. До этого детей желательно вывозить на экскурсии на заказных автобусах. Это связано с тем, что у городских первоклассников еще практически нет опыта передвижения по улицам города группами. В первом классе учитель организует тренировочные упражнения лишь на специальных учебных площадках.
Чем чаще учитель будет организовывать пешие экскурсии в театры, парки и т.д., тем больше возможностей будет выработать привычку не только соблюдать правила движения по улицам, но и давать оценку своим действиям, действиям других пешеходов, водителей. Ребенок научится быть внимательным на дороге. Важно, чтобы перед такими экскурсиями детям давались конкретные задания для наблюдения.
Экскурсия по городу во 2 классе.
Цель: наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов. Ознакомление с дорожными знаками, установленными по маршруту движения экскурсии.
Оборудование: два красных флажка.
План экскурсий. (План экскурсий ежегодно составляется примерно одинаково, поэтому лишь раз остановлюсь на нем подробно.)
1.Маршрут экскурсии (схема маршрута с названием и обозначением опасных мест).
2.Перечень объектов посещения по ходу маршрута экскурсии:
а) перекрестков с малоинтенсивным движением (указать, пересечение каких улиц);
б) регулируемых перекрестков (указать, пересечение каких улиц, какими средствами регулируется движение).
3. Последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту и отводимого на посещение объекта.
4. Вводная беседа:
а) рассказать учащимся, что целью экскурсии является практическое ознакомление с правилами перехода регулируемых перекрестков;
б) напомнить правила перехода регулируемых перекрестков.
5. Наблюдения:
а) посмотреть, какими средствами регулируется движение на перекрестке;
б) посмотреть, как движется, транспорт на перекрестке;
в) проследить движение пешеходов на перекрестке;
г) зафиксировать нарушения правил пешеходами.
6. Текущая беседа:
а) пояснение при посещении каждого перекрестка;
б) контрольные вопросы после пояснения.
7. Практические занятия во время посещения объектов: переход улиц на регулируемом перекрестке.
8. Заключительная беседа. Разбор ошибок, подведение итогов экскурсии.
9.Фамилия, имя, отчество сопровождающих экскурсию. Какая работа выполняется сопровождающими.
Контрольные вопросы.
1.Какие транспортные средства вы увидели на улице?
2.Какие дорожные знаки вы встретили на своем пути?
3.Почему нельзя переходить проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом?
4.Какие предупредительные сигналы подает водитель перед поворотом на перекрестке?
5.Почему нельзя играть на проезжей части улицы?
6.Почему все пешеходы идут по тротуару?
7.Где должна двигаться группа учащихся при переходе улицы?
8. Почему учащиеся должны идти парами в колонне?
9.Какие меры надо предпринимать при переходе улицы групп учащихся?
Экскурсия по городу во 2 классе.
Цель: практическое закрепление знаний и умений перехода регулируемого перекрестка.
Ход занятия. План экскурсии см. выше. Учащихся на экскурсии сопровождает звено юных инспекторов движения, родители. Время экскурсий не следует выбирать в часы «пик» на транспорте.
Перед экскурсией учитель напоминает порядок следования в группе. В заключение он задает вопросы и оценивает, как учащиеся самостоятельно восприняли увиденное во время экскурсии.
Контрольные вопросы. (Обсуждения после экскурсии.)
1. Какие автомобили вы видели на улице?
2. Что такое перекресток?
3. Какой перекресток называется регулируемым?
4. Как надо переходить регулируемый перекресток?
5. Где движется транспорт?
6. Почему автомобили, едущие навстречу друг другу, не сталкиваются?
Экскурсия по городу в 3 классе.
Цель: практическое закрепление знаний и умений по переходу нерегулируемого перекрестка.
Ход занятия. План экскурсии см. выше. В данный план должно быть включено ознакомление учащихся с главными и второстепенными улицами района. В сопровождение необходимо включить двух взрослых людей не считая учителя.
Контрольные вопросы.
1.На каких улицах мы с вами пересекали нерегулируемые перекрестки?
2.Как мы это делали?
3.Встречался ли нам светофор с мигающим желтым сигналом? О чем говорил такой сигнал?
4.Почему нельзя было перебегать улицу?
5.Как двигались по таким улицам автомашины? Другие пешеходы?
6.Какие дорожные знаки встретились нам по дороге? Кого и о чем они предупреждали?
7.Как мы определяли место остановки троллейбуса?
8.Какие правила вы соблюдали в городском транспорте?
Организация уроков контроля знаний учащихся
Приложение 2
Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 2-3 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.
Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».
1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?
2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?
4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.
5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.
6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.
7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?
8. На какие группы делятся дорожные знаки?
9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?
10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?
11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?
12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?
13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?
14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?
15. Как называется знак, на котором нарисованы вилка и ложка?
16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?
17. Какие легковые автомобили вы знаете?
18. Какие грузовые автомобили вы знаете?
19. Какой общественный транспорт вы знаете?
20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.
Викторина по теме: «Пешеход».
1.Что называется улицей, на какие части она делится?
2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?
3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
4. Как регулируется движение пешеходов?
5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?
6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?
7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?
8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
9. Как и где надо переходить улицу?
10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?
11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?
12. Где надо переходить шоссейную дорогу?
Тесты для пешеходов
1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.
2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?
А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.
3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.
4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?
А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).
5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.
6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?
А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.
7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?
А - после открытия дверей; В - после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.
8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?
А - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.
9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.
10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?
А - левой; В - правой; С - любой.
11. Где разрешается ожидать трамвай?
А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.
12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?
А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.
13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?
А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.
14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?
А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.
15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?
А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.
16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?
A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.
17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?
А - да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.
18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?
А - 1-й; В – 3-ой; С - 5-й.
19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?
А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.
20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?
А – на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.
Тесты для велосипедистов
1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?
А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.
2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?
А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.
3. Регулировщик - это ...
А – дружинник, имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной;
С - работник дорожной службы.
4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?
А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.
5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?
А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управления.
6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?
А – правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.
7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?
А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .
8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?
А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.
9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?
А - да; В - нет; С - да, не старше 7 лет.
10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?
А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.
11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?
А - да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.
12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?
А - да; В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.
13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?
А - да; В - да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.
14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?
А - остановка запрещена; В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.
15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?
А - да; В - нет; С - да, если экиnирован.
16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?
А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.
17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?
А - 1-й; В - 3-й; С - 4-й.
18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?
А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.
19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного поезда?
А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.
20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?
А - нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.
Ответы на тесты:
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Для пешеходов |
А |
В |
С |
А |
А |
С |
В |
С |
В |
В |
С |
А |
С |
С |
С |
С |
С |
А |
А |
С |
Для велосипедистов |
В
|
С |
А |
В |
В |
А |
С |
В |
С |
А |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
С |
С |
В |
А |
Контрольно-измерительные материалы
Тест “Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.
Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет,
вертолет, воздушный шар).
1. Наземный транспорт
2. Воздушный транспорт
3. Предупреждающие знаки
4. Запрещающие знаки
5. Знаки сервиса
6. Сигналы светофора
7. Действия человека
Норма для детей 15-20 слов из различных групп.
Методика “Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно
рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
2. Я никогда не нарушаю………
3. Светофор состоит из……..
4. Я знаю, что знаки бывают……..
5. Я помню случай, когда на дороге…….
6. Плохо, когда взрослые…..
7. Регулировщик, это человек, который…..
8. Пассажирам автобуса запрещается…….
9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно
рассуждать.
Тест “Дорожная история”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и
воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и
затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо
самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными
персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,
разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ
должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о
незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.
Тест “Проверь себя”
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам
дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина
милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп,
такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей
части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,
остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней
правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех
пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей 7-8 правильных ответов.
Нет комментариев. Ваш будет первым!