Проект «Неповторимый колорит глиняной игрушки»

25 февраля 2019 - Епищева М.Н.

                              Выполнил ученик 3б класса:

Бондарь Марк

        Руководитель:
                                              учитель Епищева Марина Николаевна
                                            учитель нач. классов
 
Введение. 
 
Добрый день.  Я ученик 3б класса. Бондарь Марк. Хочу вам рассказать о неповторимом колорите глиняной игрушки.     
Актуальность исследования:  Многообразие современных игрушек удивляет и восхищает нас.  Игрушки всегда живут рядом с человеком. Однажды на ярмарке я увидел глиняные игрушки и свистульки.  До чего же они были хороши. Все разные, но одинаково яркие, веселые, красочные!   Я заинтересовался народными промыслами, а точнее историей   глиняной игрушкой.  Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта  Это  не только богатое прошлое, но и широкое будущее. 
 
Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? 
У меня появилось желание знать, какой же была народная глиняная игрушка, как ею играли и что, она значила.  Из большого многообразия народных промыслов глиняной игрушки основной проблемой моего проекта является выбор модели, которую я буду лепить.
Основная цель  моего проекта - изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками.
Я поставил перед собой следующие задачи:
  • изучить творчество народных мастеров;
  • учиться работать с информацией;
  • изучить технологию изготовления глиняной игрушки;
  • самостоятельно слепить игрушку и расписать её узорами;
  • ознакомиться с работами из глины, представленными в музеях;   
  • изготовить буклет «Глиняная игрушка своими руками».
         
 
Я решил  изучить вопрос по данной теме и доказать, что:
глиняная игрушка - часть русской культуры, традиций, который мы должны сохранять; 
глиняные игрушки – это ЭКО игрушки и    создание глиняной игрушки очень увлекательно, хоть и трудоемко; 
человек, который изготавливает  своими руками, получает радость от самого процесса дарения.
  
Для этого мною были использованы мною следующие методы исследования:
обзор литературы, периодической печати, сайтов сети Интернет по теме исследования; анкетирование,  изучил различную литературу по искусству и народному творчеству, просмотрел образцы игрушек,  иллюстраций.
 
 
1. История возникновения глиняной игрушки
 
1.1.Глина – древнейший материал лепки
Лепка существует с незапамятных времен. Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. 
 
 Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. 
 
 
На цвет глины влияют добавки других минералов. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы. Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий и она поглощает вокруг себя жидкие и газообразные токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. А в наше время многие знают – если порошок глины поставить на тарелке в холодильник на 2-4 часа, то в нем исчезнут неприятные запахи. 
Но сегодня мы всё чаще интересуемся изделиями из глины. Они привлекательны своим многообразием, от них исходит тепло и они удивительно многофункциональны. Мы можем применять их в быту, можем украшать ими свой дом, можем использовать их в качестве подарков. Это экологические и совершенно безопасные для здоровья игрушки и предметы быта.
Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же - глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества.
        
Свойства глины уникальны.  Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать, именно поэтому глину очень любят дети. Изделия из глины обычно называют – керамикой.
 
1.2.История возникновения игрушки
 
   Глиняная игрушка – один из самых древних видов народного искусства, пожалуй, самое удивительное явление гончарного промысла. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же - глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки.
 
  
  Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веков (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). То, что сегодня для нас является просто игрушкой, когда-то в стародавние времена, по предположениям археологов и историков, игрушка-свистулька была  детским оберегом. Каждая народная игрушка была образом- символом. Конь-символ Солнца - подателя всех благ земных, связан с культом плодородия, знак стихии «Огонь». Медведь – прародитель и покровитель рода, племени, символ пробуждения природы и  могущества. Баран – олицетворение плодородия, быстрого роста и здоровья. Петух – символ Солнца и рассвета. Женщина (барыня, нянька) – хранительница.       Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью                   
 
 
3. Производство игрушки – народные  промыслы
 
 В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, целые семьи, передавали секреты изготовления от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль лепки и оформления изделий. К мастерам гончарного дела издавна предъявлялись строгие требования. Они не должны были садиться за гончарный круг с плохими мыслями. Работая с глиной, мастер вкладывает в нее частичку своей души. Если он находится в плохом настроении, то посуда, игрушка  будут иметь низкое качество.
Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит какую-нибудь безделицу для своих детей.  Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки из жирной глины.
Известно, что многие виды глиняной игрушки были практически утрачены. Их восстановили энтузиасты. В результате у нас есть теперь — дымковская, кожлянская, карачунская, тульская городская, абашевская, романушка и многие другие виды русской гончарной игрушки.                         
Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев.
Давайте вспомним  известные центры изготовления глиняной  игрушки?                                                 
 
В России существует несколько центров по изготовлению традиционной глиняной игрушки. Самыми известными являются: дымковские, филимоновские и калининские игрушки, каргопольские.        
1. Дымковская игрушка. Этот промысел возник в слободе Дымково
  
Дымковская  игрушка – это кавалеры, барыни,  петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели... Побеленная игрушка расписывается узором  строго геометрическим, состоящим из  полос, клеток, кругов, круглых пятен.
 
2.Филимоновская игрушка всегда  яркая и весёлая, русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент  Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. 
  
3. Каргопольская игрушка.                                                                                                                 
Традиционный промысел в Архангельской области, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.    
 
                                                    
Интересно, что в нашей деревне Манушкино в 18 веке  жили  семьи гончаров и  существовал гончарный промысел. Об этом я узнал  на экскурсии в школьном музее. Здесь можно увидеть сохранившиеся  горшки, кувшины  игрушки , которые подарили музею  местные жители                                                                    
                                           
 
1.4.   Результаты социального опроса одноклассников
 
Умение работать с глиной – сегодня очень модное хобби.  Мне стало интересно , а что знают о глиняной игрушке мои одноклассники.
В рамках исследования было проведено анкетирование по теме «Глиняные игрушки», в котором принимали участие  30  человек. 
Анкетирование показало, что 
  • Любят лепить – 90%
  • не считают, что игрушки устарели    74%
  • хотели бы получить глиняную игрушку в подарок--  88 %; 
  • хотели бы научиться изготовлению и росписи глиняных игрушек -71 %   
  • считают, что любой желающий может изготовить глиняную игрушку - 84 %  
  • наиболее известной является дымковская игрушка (по изображению ее узнали)- 62%; 
  • наиболее популярными материалами для лепки являются пластилин, глина.
Выводы.  я узнал, что дети любят лепить. Эти занятия развивают фантазию, творчество.  Моя гипотеза подтвердилась. Распространённым материалом для лепки является пластилин и глина. Предпочтение отдали глине. Глина экологически чистый материал. 
Я решил сделать глиняные игрушки своими руками и научить одноклассников.
 
II.  Секреты изготовления глиняной игрушки.
 
2. 1. Как работать с глиной
 
В процессе работы над проектом узнал несколько правил работы с глиной:
1. Работу надо начинать с подготовки глины. Необходимо постукивать, удалить из нее воздух.
2. Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия.
3. В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. 
4. Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать, чтобы добиться правильных пропорций.
5. Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем другие детали
6. Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится.
7. Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой. Для этих же целей может использоваться шликер. 
Для работы понадобятся подручные материалы для лепки
 
Металлическая струна.                                                           
Деревянные доски разных размеров, на которых придется раскатывать кусочки глины .
Деревянная скалка для раскатывания.
Можно приобрести набор стеков для лепки.
 
2.2. Этапы лепки глиняной  игрушки Котик.
 
А сейчас я хочу вас познакомить с этапами рождения моей глиняной игрушки.
1. Глину нужно залить водой, после того как глина  станет  густой и перестанет прилипать к рукам. Глина готова к работе.  Глину берут в руки и раскатывают так, чтобы получился удлиненный валик. Затем опять сгибают пополам и обминают, чтобы опять получился округлый ком. 
 
1. Основа игрушки лепится в форме овала.
В своей работе использовал следующий метод лепки:
 
2.Вытяжка. Основной кусок формуют как очертания будущей игрушки. 
 
3  Затем  начинаем  вытягивать части тела - шею, руки, ноги - до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом
                                     
4.Делаем заготовки  для глаз и мордочки и прикрепляем  к котику, украшаю игрушку накладными деталями.
                                            
5 Теперь с помощью стеки можно приступить к  отделке игрушки.
                                                              
5.  Далее декорирование в процессе лепки игрушки Котик. 
6.  Сушка при комнатной температуре
7. После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи.
И вот результат. Это некоторые из моих работ.   И вот результат. Моя замечательная глиняная игрушка. Затем меня увлекла  лепка игрушек и мне захотелось сделать ещё глиняную свистульку.   Как интересно фантазировать и творить.
 
                                                 
 
2.3. Мастер- класс
 
Подтверждение  - лепка очень интересный процесс, он может увлечь всех. 
                                   
Каждая хорошо сделанная игрушка может прожить до 50 лет и более лет.  Все ребята очень старались. Детки были очень счастливы увидеть замечательные игрушки.
 
3.Заключение.
 Глиняные игрушки понятны и любимы и взрослыми и детьми. Каждая игрушка несет добро, радость. Они несут в себе частичку истории. Глядя на них можно узнать, чем люди жили, во что верили. В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками  древних обрядов. В процессе исследования я  узнал,что изготовление глиняной игрушки тесно связано с нашим селом.
Интересно не только посмотреть, но и сделать такую игрушку своими руками. Этот процесс   может увлечь и взрослых, и детей. Сделать глиняную игрушку нелегко. В ходе исследования я узнал о секретах работы с глиной и о том, как сделать глиняную игрушку своими руками.
 Нужна только глина, кисточка, краски и фантазия. 
Таким образом,  глиняная --игрушка - часть истории и культуры нашего народа;                                                                         
  • глиняная игрушка – экологически чистый продукт;                                                                                             
  • очень важно сохранить глиняную игрушку, как традицию нашего народа;                                                 
  • процесс создания глиняной игрушки трудный, но интересный и может увлечь каждого.
Результатом моего исследования стала игрушка, сделанная своими руками.
 
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежи.
 
                                 
1. Гигантская детская энциклопедия/ . В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, др .Астрель, 2010г
2. И.Я. Богуславская. Русская глиняная игрушка. - Ленинград: Искусство, 1975
3. Интернет сайт http://glina.teploruk.ru/article/osnovy_lepki_iz_gliny.html
4. Русская народная глиняная игрушка. А.И. Поверин - М. Издательство Академии акварели и изящных искусства. 2017
5. http://mega.km.ru/
6. http://www.artprojekt.ru/                                                                                                                         
7. Н. А. Горяева, О. В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2003
 
Приложение .1
 
Анкета.
 
Для того, чтобы выяснить, какой материал чаще всего используется при лепке, я провела анкету среди учащихся 3 класса, по следующим вопросам:
1. Любите ли вы лепить?
2. Какой материал используете:
- глину
-пластилин
- соленое тесто
-пластику
3. Чем вам нравится занятие лепкой?
- можно фантазировать;
-развивается мелкая моторика;
- можно сделать интересный подарок;
- интересно, отдыхаю;
-  когда работаешь, хорошо на душе.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!