Универсальные учебные действия

4 января 2014 - Епищева М.Н.

Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     Виды универсальных учебных действий: 
  1. Личностные 
  2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 
  3. Познавательные, включая общеучебные и логические 
  4. Коммуникативные 
 
Личностные универсальные учебные действия . 
 
- ОПРЕДЕЛЯЮТ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризуется сформированностью  внутренней позиции школьника.  Многими учёными Давыдовым, Элькониным Д.Б. и др. была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника.
 
Критерии сформированности внутренней позиции школьника:
  • Положительное  отношение к школе,  чувство необходимости учения, 
  • Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий 
  • Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома
  • Положительное отношение к школьной  дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения
  • Осознание  социального способа оценки своих знаний
 
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 
 
 Включают в себя: 
Действие  Самоопределения сформированность Я – концепции и самооценки, осознание ребёнком своих возможностей , умений, нравственных качеств.
Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.. 
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
 
Сущность рассматриваемой группы универсальных учебных действий.
 
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 
 
Действия самоопределения направлены на:
Развитие Я- концепции и самооценки личности: осознание ребёнком своих возможностей , умений, нравственных качеств.  формирование адекватной самооценки и самовосприятия.
Развитие  рефлексивной  самооценки основываются на следующих   действиях: сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня. Развитие самооценки и личностного действия является условием развития   личности. 
 
Существует два варианта нарушения  развития самооценки :
  •  Заниженная (выражается в тревожности, неуверенности в своих силах, отказ от трудных заданий)
  •  завышенная самооценка  проявляется как демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя.
В начальной школе в связи с систематическим изучением школьных предметов. Как « Литературное чтение», « Окружающий мир». Специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности – есть осознание своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства.
Структура гражданской идентичности личности включает следующие компоненты:
  • когнитивный        ( знание о принадлежности к данной социальной   общности),
  • ценностно - смысловой  (позитивное или   негативное отношение к принадлежности),
  • деятельностный  ( гражданская активность),
  • эмоциональный ( принятие  или непринятие своей принадлежности).                                                                                                                                                               
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 
 
Умение ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
 -Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя: - с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, - с земляками, народом, ;
 - объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; 
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; 
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;
 - искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
 - уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; 
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний. 
 
Смыслообразование.
 
  • формирование ценностных ориентиров, установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  развития познавательных мотивов, жизненных интересов,
  • установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом -  определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»,            
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-  Осознанность учения и личная ответственность,
- понимание  сущности  усвоенного,
- формирование учебной мотивации,
- адекватное реагирование на трудности.
 
Мотивы учения являются важным показателем сформированности внутренней позиции школьника.
  • Учебно – познавательные    мотивы
  • Социальные   мотивы
  • Позиционный  мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношении с окружающими
  • Внешние  мотивы  (отношение к требованиям взрослых)
  • Мотив  получения высокой  оценки 
Развитие учебных познавательных мотивов требует от учителя создания на уроке  проблемных ситуаций, ситуации успеха, совместного сотрудничества. применения новых технологий.

 Нравственно-этическая ориентация 
 Мораль – СПЕЦИФИЧЕСКИЙ НОРМАТИВНЫЙ СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТИЕЛЬНОСТИ.
  • Формирование целостного, единого образа мира при разнообразии культур, национальностей,   уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 
  • Знание основных моральных норм      ( справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость,  честность  и  т. д.) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора, формирование моральной самооценке (  готовность к сотрудничеству и дружбе, формирование установки на здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Умение оценивать ситуации и поступки,
  • Характеризовать свой поступок в разных ситуациях.
- Что изменится в результатах образования в связи с усвоением детьми универсальных учебных действий?
 
Роль    Л УУД   для школьника: ( конечным результатом должно быть)
1 Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты) 
2. Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат 
3. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку 
4. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься 
5 . У ребенка развита рефлексия 
6. У ребенка сформирована учебная мотивация 
7. У ребенка сформирована адекватная самооценка 
- Что изменится в результатах образования в связи с усвоением детьми универсальных учебных действий?
 
Рекомендации по развитию личностных УУД
  1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в    нем его индивидуальные личные особенности. 
  2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. 
  3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
  4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а    личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета
Главное во всем этом – вовлечение ребенка в процесс обучения.
Примерить на себя роль учителя – один из самых действенных способов заинтересовать детей учебным процессом. К примеру, школьники могут придумывать задания друг для друга или объяснить соседу какое-то правило, которого тот не понял.
Изменится отношение детей к приобретению знаний. Самое главное и основное в учебном процессе, и именно это заложено в новом стандарте как цель обучения, – воспитание в детях любви к учению и самообучению.
Ребенку уже не отводится роль пассивного получателя неких знаний, которые ему сообщит учитель, он сам активно должен участвовать в их «добывании». Инициатива в учебном процессе переходит от учителя к ученику.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!