Технология интегрированного обучения в начальной школе

17 сентября 2019 - Епищева М.Н.

 Рост научных знаний быстро стирает   грани между отдельными науками.

                                                                                                                             В. В. Вернадский.
Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения.
 
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
 
Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения.
 
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без неё невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.   
 
         Признаки интегрированного урока:
1)специально организованный урок, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадётся на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
2)цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для3)широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е., углубленное осуществление межпредметных связей.
a)более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
b)повышения интереса обучающихся к предметам;
c)целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
d)экономии учебного времени;
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития обучающихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой обучающихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления обучающихся.
 
1.Синтезированность знаний.
 
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
 
2.Углублённость изучения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
 
3.Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
 
4.Альтернативность решения.
 
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
 
5.Доказательность решения.
 
Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления. Интеграция способствует:
 
1. Формированию целостной картины мира.
 
2. Систематизации и интенсификации учебно – воспитательной деятельности.
 
3. Повышению и развитию интереса к предметам.
 
4. Созданию оптимальных условий для развития мышления.
 
5. Разгрузке учебного материала.
 
6. Лучшему усвоению программного материала.
 
Интеграцию можно использовать на уроках разного типа. Это могут быть уроки формирования новых знаний, уроки повторения, систематизации и обобщения знаний.
 
Интегрированные уроки имеют преимущества:
 
1. Помогают сознательному усвоению материала.
 
2. Формируют умения переносить знания из одной отрасли в другую.
 
3. Позволяют по - новому осмыслить явления, события.
 
4. Побуждают интерес к предмету.
 
5. Дают возможность получения глубоких и разносторонних знаний. 
6. Снимают напряженность, неуверенность.
 
Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение в рамках целой темы.
Интегрированный урок- особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто , и главным образом в следующих случаях:
 - при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках
 - при лимите времени на изучение темы и желанием воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины
 -при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие), законов, принципов, охватывающих различные аспекты человеческой жизни и деятельности
 - при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений , событий, фактов в разных науках
 - при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета
 - при создании проблемной , развивающей методики обучения предмету.
Признаки интегрированного урока:
1)специально организованный урок,т.е.если он специально не был организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединенные общей целью;
2) цель специфическая, она может быть поставлена для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, для повышения интереса учащихся к предметам, для целостного восприятия изучаемых вопросов, для экономии учебного времени;
3)широкое использование знаний из разных дисциплин при осуществлении межпредметных связей.
Преимущества межпредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны:
- на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся
 - через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления , научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных , профессиональных и научных ситуациях
 - интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслом
 -помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук
 - такие уроки взаимообогащают учителей , способствуют их творческому росту .
Интегративное задание- разновидность учебной задачи. Ее особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета. Как правило, интегративные задания разрабатываются как межпредметные , межцикловые или связывающие теорию и личный опыт учащихся. 
Межпредметная проблемная ситуация- спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика , когда он обнаруживает, что для решения поставленной задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри и межпредметной интеграции. Выделяют несколько видов и способов создания на уроке межпредметных проблемных ситуаций:
Ситуация неожиданности создаются при ознакомлении учащихся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью.
Ситуации конфликта возникают при наличии противоречия между:
а) теоретически возможным способом решения задачи, найденным учащимися на основе своих знаний внутри-и межпредметного характера , и невозможностью его практического осуществления;
б) практически достигнутым результатом (известным фактом) и недостаточностью только предметных знаний для его теоретического обоснования;
в) жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями.
Ситуации опровержения создаются , когда учащимся на основе всестороннего анализа предлагают доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода, проекта и.т.д.
Ситуации предположения создаются, когда предполагается существование какого-либо явления или закона, теории и т.д., расходящихся с полученными ранее знаниями, или же требуется доказать справедливость какого-либо предположения.
Ситуации неопределенности возникают, когда учащимся предъявляют задание с недостаточными или избыточными данными для получения однозначного ответа.
 
Межпредметные связи – сопряженные поля различных учебных предметов. Они взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в организации образовательного процесса. Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала , которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.
Таким образом, современное образование как средство освоения мира должно и может обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности.так как интегрированное обучение:
1)способствует развитию научного стиля мышления учащихся
2)дает возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания
3)формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире
4)повышает качество знаний учащихся
5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла
6)формирует у учащихся общие понятия химии, биологии, физики, географии и обобщенные умения и навыки(вычислительные, графические, экспериментальные, моделирующие)
7)формирует убеждение учащихся , что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике
8)расширяет кругозор учащихся, способствует развитию их творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса.
 
Список литературы и электронных ресурсов:
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.
// Литература в школе.  1996.  № 5.  С. 150-154.
2.  Глинская Е. А., Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. Тула. 1980.  44 с.
3. Ларина В.П., Ходырёва Е.А.,Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».Киров: 1999-2002.
4. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока.  М: Просвещение, 2002.
5. Образование: Традиции и инновации в условиях современных перемен: сборник. М., 1997.
6. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. –Л.,1990.
7.  http://textarchive.ru   Интегративный урок.
8.  http://lib.znate.ru   Урок. История развития межпредметных связей.
 9. http://pochit.ru  Что такое интегрированный урок
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!