Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

26 июня 2014 - Епищева М.Н.

 Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе направлено на развитие у детей активного восприятия информации, способности оценивать вопрос с разных сторон, умения использовать полученные знания на практике. Технология критического мышления применяется мной на уроках литературного чтения именно для этих целей. 

Технология развития критического мышления взаимосвязана с проблемным обучением, которое побуждает к активной самостоятельной деятельности учащихся, что позволяет использовать творческий подход для решения поднимаемой на уроке проблемы. Развитие критического мышления , в отличие от проблемного, позволяет уменьшить влияние педагога на процесс и задействовать непосредственно учащегося, его знания, умения и чувства.
Схематично план подобных занятий представлен на рис. 1.
 
Рис. 1. Структура технологии развития критического мышления
 
Технология развития критического мышления позволяет использовать различные педагогические приемы для вовлечения обучающихся в процесс познания. 
К основным приемам технологии развития критического мышления относятся:
  • «Мозговая атака», 
  • Дерево предсказаний,
  • Верные – неверные утверждения,
  • Дискуссии,
  • Идеал,
  • Карта памяти,
  • Кластеры,
  • Работа в группах,
  • SWOT-анализ,
  • Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал»,
  • Чтение с остановками,
  • Эссе,
  • Эффективная лекция,
  • Другие.
Стадия «Вызов»
На данной стадии наиболее востребованными приемами на уроках литературного чтения у меня стали:
  • чтение с остановками.
Чтение каждого отдельного отрывка заканчивается ответами на вопросы типа: Что привлекло ваше внимание? Что запомнилось? Почему? О чем вы думаете, читая данный отрывок? Какие чувства, ощущения, ассоциации возникли?
  • работа в группах с использованием карточек.
Данный прием позволяет обмениваться мнениями, сравнивая варианты определений (заданий на карточках).  Иногда группа получает задание нарисовать рисунок по произведению, после чего проводится объяснение, почему был изображен конкретный фрагмент.
 
Стадия «Осмысление содержания»
Основная цель этапа – раскрыть идею изучаемого произведения. Учащиеся самостоятельно еще раз читают произведение. Мной провоцируется дискуссия по основным вопросам, поднимаемым автором.
Один из часто применяемых мной приемов на данной стадии «Верные-неверные утверждения». На отдельных слайдах презентации к уроку выписываются утверждения по тексту. Ребята относят их в два столбика «Верно» и «Не верно». 
Рис. 2. Пример использования приема «Верные-неверные утверждения» на уроках литературного чтения

Стадия «Рефлексия»
Для закрепления и осмысления основной мысли изучаемого произведения учащиеся получают различные задания: письменное сочинение по теме, рисунок и т.д.
Очень нравятся ребятам задания на написание синквейна с ключевыми словами произведения*. Выполненные задания обсуждаются в классе, анализируются и комментируются различные точки зрения.
 

Название произведения

Ключевые слова

Пример синквейна

Н. Носов «Фантазеры»

Фантазия, обман, шутка

Обман

нечестный, злой

врать, лгать, говорить неправду

Обманом друзей не наживешь

Подлость

Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Старость, уважение

Старость

мудрый, пожилой

слабеют, стареют, умнеют

Не смейся над старым, сам будешь стар

Уважение

*Примечания: Правила написания синквейна
1 строка отражает тему с помощью одного существительного
2 строка  это два прилагательных, раскрывающих признаки темы. 
3 строка -это действия, относящиеся к теме, выражается с помощью трех  глаголов. 
4 строка синквейна- крылатая фраза, пословица, поговорка, которая выражает отношение к теме. 
5 строка – слово-резюме, которая отражает новый взгляд на тему, как интерпретация, вывод, итог. 
 
Используя технологию развития критического мышления в начальной школе, следует помнить, что обучение на данной степени принципиально отличается от средних и старших классов, где данная технология активно применяется, так как предполагает большую долю самостоятельной работы. Работа в данном направлении должна сопровождаться педагогом в постановке целей занятия, отборе методов и приемов на каждой стадии урока с использованием технологии развития критического мышления, способствовать формированию компетенций по формулированию свой мыслей, способности сопоставлять, умению анализировать и т.д.
 
 
 
 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!