Конспект урока на тему «Задачи на увеличение числа в несколько раз».

24 ноября 2014 - Епищева М.Н.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Цели :

  • познакомить с задачами на увеличение числа в несколько раз,  раскрыть смысл понятий «больше в 2 (3,4…) раза,
  • закреплять знание таблицы умножения и деления  с числами 2,3,4,
  • развивать умение работать самостоятельно.           
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
 
Планируемые образовательные результаты:
  • предметные: научатся анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами (в табличной форме, с помощью схематического рисунка, чертежа), пользоваться таблицей умножения  и деления, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устанавливать аналогии, делать выводы.
  •  метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
  • личностные: демонстрируют интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий.
Методы и формы обучения:
  • методы: словесный, наглядный, практический. 
Словесные: объяснение, беседа, работа с книгой
Практические: устные и письменные  упражнения,
Наглядные, частично – поисковый
 Метод стимулирования и мотивации: методы контроля и самоконтроля. 
  • формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, алгоритмы, карточки  и  тесты для самостоятельной работы, сигнальные карточки для самооценки работы на уроки у каждого ученика
 
Основные понятия и термины: задачи на увеличение числа в несколько раз.
 
Технологии: игровая, проблемного  обучения, технология уровневой дифференциации, ИКТ. 
 
За 1 минуту до урока.
Давайте поиграем в игру «Доброе утро»
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем, кто присутствует  на нашем уроке.
Я скажу слова:
«Доброе утро ….» и назову кого-то из нашего класса. Те кого я назову, помашут мне рукой., значит вы услышали моё приветствие.                                                             Доброе утро всем девочкам!                                                                                                             Доброе утро всем мальчикам!                                                                                         Доброе утро всем, кто чистил сегодня зубы! Доброе утро всем кто любит конфеты! Доброе утро всем, кто любит получать пятёрки! Доброе утро всем кто  любит уроки   математики!
 
Ход урока
 
Упражнение из древнего Китая. «Энергетическая зарядка»  1-2 ВДОХ на носки (вдохнём всё хорошее: радость, бодрость, удачу, успех),3-4 выдох: ( выдохнем всё плохое, гнев, зависть, тревожность).
1.Орг. момент 
Энергетическая зарядка.1-2 вдох на носки( вдохнём всё хорошее: радость, бодрость  удачу.3-4 выдох ( выдыхаем всё плохое  гнев. Зависть , тревожность. Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи.
За окном глубокая осень, а впереди у нас чудесная   тропинка к знаниям и новым открытиям,  исследованиям. Сегодня на уроке мы будем не просто учениками, а исследователями.   Кто такие исследователи?
     Желаю Вам успехов.
 С маленькой удачи начинается большой успех. Нашими помощниками будут внимание, память, смекалка и конечно багаж знаний, который вы уже приобрели. II. Актуализация знаний
1. -Чтобы работать  быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка. Начнём с разминки. «Весёлые задачи»
- Сколько хвостов у 7 котов?
- Сколько носов у двух псов?
- Сколько пальчиков у 4 мальчиков?
- Сколько ушей у четырёх малышей?
- Сколько ушек у 4 старушек?
2..Исследователи должны быть очень внимательными и наблюдательными.    СЛАЙД 1
    Посмотрите на ряд чисел:     6,12, 18, 24, 30,…( 36)
    Дайте характеристику числовому ряду
   Найдите следующее число,                  Закрывается числовой ряд. 
 - Сколько  всего чисел в числовом ряду, однозначных, круглых. Открывается    числовой ряд. 
 -  Назовите лишнее число. 
 - Найдите сумму всех чисел. Какой приём для быстрого счёта вы использовали? (126)
 
*3.  Какое число получиться, если   отнять   от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число   (99-88+10=21) Назовите какое сегодня число? Проверьте, в тетрадях число 21 октября. Классная работа.
 
4. На пути в страну знаний,  для новых открытий и исследований проверим  знание таблицы умножения. Работу проведём по вариантам        
ДВА ученика у доски
 1- вариант запишите числа от 3 до 30, которые делятся на 3,
 2- вариант запишите числа от 4 до 30, которые делятся на 4.
Взаимопроверка. Самооценка.
- Кто  правильно выполнил задание?
- Кто не справился с заданием?
 - Почему?
- Чему вы учились вчера на уроке математики?
 - На пути к успеху приходится решать разные  задачи. 
Ребята внимательно посмотрите на экран.                      СЛАЙД  2                                                                        
1).Чтобы поужинать, волку достаточно 2 килограмма мяса, но если он голодал, то может съесть в 5 раз больше. Сколько килограммов мяса может съесть голодный волк          10          
2).Маленькая мышка,  живущая под корнями деревьев, делает запасы на зиму. В норке мышки было найдено 5 кг семян, а  у крота в 6 раз больше. Сколько килограммов семян перетащат крот?              30
3) Сурок спит 6 месяцев в году, а ёжик  в 2 раза меньше. Сколько месяцев спит ёжик?  3
4)     Белочка спрятала 12 орехов, а нашла в 3 раза меньше. Сколько орехов нашла?   4
5) Масса яйца сороки 9 граммов, а фазана в 3 раза больше. Какова масса яйца фазана? 27
6) ) Какой зверёк самый чистоплотный? Решив задачу вы ответите на вопрос. Длина стороны квадрата 5 см. Найдите его периметр .           20
- Много живёт на планете животных огромных и крошечных, но все они нам приносят радость. 
 -  Назовите числа в порядке возрастания и прочитайте слово Задачи.
  III   Целеполагание.
- Какова же тема урока?
- Какие задачи вы поставите перед собой?
- Чему будем учиться на уроке? решать задачи на увеличение в несколько раз.
  Не только решать, но и исследовать  и находить правильные пути решения.
 
1. Самоопределение к деятельности. Практическая часть. 
 
 Проведём исследования, решив задачи на стр. 37.№1
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику (1 ребёнок работает у доски. )
 1) У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше. Сколько машинок у Коли
-О ком говорится в задаче?
-Что известно в задаче? У Васи 2 машинки.
- Что нужно узнать в задаче? 
 К задаче можно сделать такой схематический рисунок:
УВаси   
У Коли 
-Сколько раз взяли по 2
Каким действием решим задачу.  (Умножением.)
- Почему? (В задаче сказано в 3 раза больше.)
Решение: 2х3=6
Запишите решение 
 2) У Вити 2 машинки, а у Миши на3  больше. Сколько машинок у Коли?
Сколько машинок у Миши?
-Что известно взадаче?
Что спрашивается в задаче? Как узнать?
? ? 
? ?   ????
Каким действием решим задачу?  2+3=5 Почему?
Сравните  задачи.
Проведём исследование: чем похожи и чем отличаются эти задачи. Слайд.3

Чем похожи задачи

Чем различаются задачи

В задачах говорится о машинках

 

Условия разные

 

Одинаковые числа

 

Решения разные

Ответами.

 
- Чем похожи и чем отличаются задачи? (Отличаются слова ми «на 3 больше» и «в 3раза больше».)
 -Что вы заметили? Когда будем решать задачи действием умножения?
- Какое новое открытие сделали на уроке?
Вывод: Если говорится, что число больше в несколько раз, то оно находится  умножением.
- Когда будем решать задачи действием сложения?
Вывод: если говорится . что число больше на несколько единиц., то оно находится действием сложения.
Попробуем составить алгоритм:  
Во ( сколько- то ) раз  > (Х)
На сколько- то             > ( +)
Обратите внимание на значение предлогов.
ФИЗМИНУТКА.
V. Первичное закрепление с проговариванием.
2. Составление задачи к числовому выражению     5 Х 2
 Измените вопрос так ,чтобы задача решалась в 2 действия.
Записать краткую. Запись решение и ответ ( один ученик с обратной стороны) Проверка.
 
1. Игра «Мой островок». 
По пути в страну знаний встретились два островка. Давайте узнаем какие, животные на них обитают.  Выбирай тот островок, действием которым решал задачу.  Выбери правильный ответ и узнаешь животное.
В  ПЕРВОЙ ЗАДАЧЕ ДОПУСТИТЬ ОШИБКУ
1) Лиса весит 7 кг, а это животное в 10 раз больше. Сколько весит это животное, кто это? ( ВОЛК 70кг)
2) Вес этой птички 3 г, в день может  съесть  в 2 раза больше своего веса. Сколько она съедает в день? Назови птичку. ( КОЛИБРИ 6 г)
3) Прыжок леопарда 3 метра, прыжок другого животного   на 2 метра длиннее?  Узнай длину прыжка  и назови животное. ( 5 м  кенгуру)
4) Продолжительность жизни жирафа 28 лет, а это забавное животное   живёт на 37 лет дольше? Сколько лет живёт животное. Узнай его. 65 СЛОН
5) Тюлень весит 3 тонны, узнай животное , которое весит в 9 раз больше. Сколько весит животное?  Кто этот гигант? ( 27 тонн  кит 
6) Этот зверёк в естественных условиях живёт 7 лет, а в Зоопарке продолжительность жизни увеличилась на 6 лет. Сколько лет живёт этот зверёк в Зоопарке? Узнай его ( (ЕНОТ 13лет)
 Умножение                                  Сложение
                Молодцы.
VI. Самостоятельная работа Блиц – турнир. 
     У вас на партах лежат карточки с заданиями.  Задания двух уровней: уровень «А»- легкий, уровень «Б»  - сложный. Вы можете выбрать  карточку того уровня , с которой вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней.
УРОВЕНЬ А
1) Петя  отгадал в кроссворде 17 слов, а Коля на 3  больше. Сколько слов отгадал Коля?
      17+ 3                         17- 3           17 Х 3      17 : 3
 
2) В гараже стояло 9  грузовых машин, а легковых  машин в 3 раза  больше?
      9 +  3                         9- 3             9 Х3         9 : 3
 
3) Маша идёт до школы 15 минут, а  Вера на 5 минут дольше. Сколько минут на дорогу тратит  Вера?
                 15+5                15 Х  5          15 – 5     15 : 5 
 
 
4) Оля вырезала 8 звёздочек , шаров в 4 раза больше. Сколько Оля вырезала шаров?
     8+ 4        8Х 4                  8 – 4                8 : 4 
 
УРОВЕНЬ В
1. В первой пачке  6 карандашей, а в другой в 3 раза больше. Сколько карандашей во второй пачке?
6 + 3                    6 Х 3              6 – 3              6 : 3 
 
2. В пруду плавало 10 лебедей , а гусей на 5 больше Сколько плавало гусей?
10 +5           10 Х 5             10 – 5            10 :   5 
     
3. С одного участка собрали 8 кг огурцов, а с другого в 3 раза больше.  Сколько огурцов  собрали с двух участков?
8+3 + 8         8Х3 +8                  8 -3 +8 
 
4. Петя решил 5 примеров, а Коля на 3 больше. А Женя в 4 раза больше чем Коля Сколько примеров решил Женя?
6 + 3 Х 4                 6 Х 3 + 4           6 + 3  + 4
    Самопроверка.  (Ответы на доске) Самооценка.
 
VII. Решение числовых выражений 
        Вспомним  порядок действий в числовых выражениях.
      Посмотрите на доску, выберите числовое выражение  и составьте программу действий
                     38 – 3  Х  ( 40 : 10) + 6 =  30      :, Х, - , +
                     44 +  18: 3 Х 2   = 26            :, Х, + -
      2 УЧЕНИКА  у доски 
     на порядок действий.стр.37 №4, 4 столбик.
       Ещё 2 по выбору. Проверка.
 
8Доп. материал. Геометрический материал. 
   В математике есть слово, созвучное со словом квартет. Это квадрат. Что знаете про квадрат?
Составьте из геометрических фигур квадрат.  Измерь сторону квадрата. Чему будет равен периметр? Как измениться периметр, если сторону увеличить в 4 раза?
Рефлексия.
Чему мы учились на уроке ? 
Я научился…
Было трудным…
Для меня было важным…
Было полезным узнать…
Я могу похвалить себя за то, что…                                                              Я понял материал урока, справился с заданием. 
Мне не всё понятно, в работе есть ошибки, мне нужна помощь.
Вот и преодолели  нелёгкий путь, прошли по тропинке знаний к своим достижениям и успехам, каждый со своим  настроением
  У Вас на парте лежат разноцветные полоски. Жёлтый цвет – у меня замечательное, солнечное  настроение, зелёный- хорошее, а розовый цвет  - не очень хорошее настроение.
Выложим дорожку настроения,  по которой мы  отправимся в нелёгкий, но интересный путь за знаниями.
 Выберите  цвет и подойдите к тропинке и  приклейте прямоугольник, посмотрим с каким настроением вы уходите с урока руку.  
А теперь  мысленно положите все знания, которые ты принёс  в левую руку, а всё , что узнал в правую.  И когда я скажу готово! Вы соедините руки хлопком, сказав « Да».
 
Комментарии (1)
Ольга # 28 октября 2015 в 04:19 0
Спасибо за конспект урока.