Епищева Марина Николаевна, учитель начальных классов,
МКОУ Манушкинская СОШ, г.о. Чехов
Профессиональный стандарт педагога определяет, что педагог должен знать «источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов». Учитель в повседневной работе встречается с разными проблемами, одна из них – это частые ссоры детей, а так же различные конфликты, возникающие между учениками и учителями, родителями и учителями. Следовательно, повышение конфликтологической компетентности педагогов становится одной из актуальных задач современного образования. В наибольшей степени решению этой задачи способствует внедрение медиативных практик в образовательную деятельность организации.
Медиация – это способ разрешения споров путем нахождения его сторонами взаимоприемлемого решения с привлечением независимого и беспристрастного лица – медиатора, который не наделен правом принятия решения по спору, а содействует сторонам спора в поиске и выработке взаимоудовлетворяющего решения, отражающего их собственные интересы и потребности. В медиации стороны получают возможность высказать свою точку зрения, видение ситуации, возможность быть услышанным, создаются условия для понимания самих себя и друг друга. Как известно, медиация – это процесс добровольный. Использование медиации в таких случаях может иметь позитивный эффект, так как конфликт можно будет решить в стенах школы, не вынося ничего за стены родного образовательного учреждения. Да и время, потраченное на разбирательства можно сократить.
Во время практических занятий, я поняла, что медиатором может стать далеко не каждый. Помимо желания стать медиатором, педагог должен обладать такими качествами, как беспристрастность, тактичность, деликатность, бережное отношение к чувствам другого человека, должен также обладать умением без оценочного, объективного восприятия ситуации.
В силу своей профессиональной деятельности каждый день мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Мне приходится искать пути разрешения конфликтных ситуаций для самих участников. Подобная задача для меня оказывалась непосильной - специально была не обучена и такая работа требует дополнительных временных и эмоциональных затрат, порой не давая результата.
Передо мной как педагогом, встала задача содействовать возможности коммуникации между сторонами, помочь им найти путь к эффективному решению. В перспективе в моей профессиональной деятельности, медиативный подход поможет мне получить ценный опыт позитивной самореализации, прояснить истинные причины возникновения конфликта между учениками и родителями, выяснить мотивы и интересы сторон, нащупывать выходы из создавших конфликтных ситуаций. В работе учителя с младшими школьниками медиативный подход поможет тонко и ненавязчиво, квалифицированно и компетентно оценить конфликт, дать детям четкие нравственные ориентиры, помочь им не проецировать негативные моменты конфликта на личность ребенка, помочь найти пути восстановления отношений и заглаживания вины.
Приведу пример конфликтной ситуации из моей практики: на перемене двое учеников мальчик и девочка – громко спорят. Узнаю, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Я отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет, отчитала и ученика за неосторожность. Сейчас, после того как я познакомилась с технологией медиации, эта ситуация могла бы быть разрешена с помощью приёмов медиативного подхода в разрешении споров.
Во- первых, психологически-комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения учителя, задачей которого является не только привить детям знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу.
Во- вторых, оставаясь объективной, я могла бы доверительно поговорить с детьми, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно и не затевая ссоры найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы всех, например, постараться найти человека, который смог бы починить плейер. На мой взгляд, открытость и искреннее отношение к людям, умение слушать, помогло бы мне найти оптимальный вариант решения проблемы, склонить детей к примирению без всяких условий и компенсаций, но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, чтобы они решили вопрос, учитывая интересы, которые устраивали бы обе стороны.
В процессе обучения я на многое взглянула под другим углом. поняла актуальность применения в учебно- воспитательном пространстве приёмов медиации, внедрения восстановительных практик и технологий медиативного подхода в свою деятельность, но этот процесс длительный и трудоёмкий Уверена,что полученные мною в процессе обучения знания помогут мне в дальнейшем эффективно применять приобретенные навыки в урегулировании конфликтных ситуаций участников процесса.